Автопроизводитель пошел на конфликт с государством, но затем взял паузу. На довольно предсказуемой ноте.
В мае 2020 министерство инвестиций (МИИР) официально заявило о расторжении соглашения с компаниями «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан», входящими в один холдинг. Причина? Компании не выполнили обязательства по соглашению о промышленной сборке. Эти соглашения включают в себя освоение технологических операций по
Понятно, что соглашение было направлено на увеличение локализации производства и повышение квалификации рабочих.
Для исполнения обязательств необходимо было ввести в эксплуатацию мощности по сварке и окраске кузовов. Соглашение с «Азия Авто» было заключено в июне 2010 года, а с «Азия Авто Казахстан» — в декабре 2012.
У каждой из компаний на выполнение условий соглашения было 7 лет, государство для этого предоставляло им преференции
И оно выполнило свои обязательства в виде различных льгот и субсидий. А вот компании обещанный завод не запустили.
Изъятие пенсионных накоплений — это бомба, которую лоббируют намеренно
Далее, существует решение Высшего Евразийского Экономического Совета (ВЕЭС) от 29 мая 2014 года. Если вкратце, то с 2021 года товары стран ЕАЭС, в которых не достигнут хотя бы 50% порог местной локализации, будут облагаться пошлинами. Недостроенный завод мог бы вывести «Азия Авто» на нужный беспошлинный уровень.
Очевидно, в министерстве решили, что раз экспорт автомобилей компании будет облагаться пошлинами, то предоставляемые льготы и субсидии начнут работать уже на экономику России. Тем более, что в свое время было заключено 19 (!) льготных соглашений, направленных на развитие отечественного производства. В результате не справилась только «Азия Авто».
Вполне ожидаемо, что после апрельского сообщения о прекращении льгот «Азия Авто» начала действовать. Причем не в конструктивном ключе.
В деловых изданиях, как грибы после дождя, стали множиться статьи с громкими посылами: «автопроизводитель №1», «локомотив автопромышленности», «крупный налогоплательщик» и т. д.
Дальше пошли вбросы в соцсетях. Их основной смысл сводился к следующему: «кому-то очень хочется захватить успешное предприятие, и правительство губит автопром на корню».
В карантин выросли депозиты: богатые казахстанцы экономили на дорогих покупках
Естественно, не обошлось без нагнетания: мол, придется остановить предприятие, и в столь сложное время люди останутся без работы.
Даже был инициирован сбор подписей под петицией, призывающей правительство остановить «беспредел». Впрочем, идея петиции сошла на нет. Об этом говорит тот факт, что в деловом журнале, который и стал основным рупором «Азия Авто», появилась новость, что собрано 45 тысяч подписей.
Однако провисела она недолго, сейчас эта страница просто недоступна. Не исключено, что в руководстве компании сообразили, что достоверность каждой из подписей при желании легко проверить.
Не важно, сколько компания потратила средств на подобный пиар. Важно то, что эти деньги собственно были выброшены на ветер. В министерстве, видимо устав наблюдать за этой информационной вакханалией, свели на нет все доводы коротким пресс-релизом. Если вкратце, «Азия Авто» может спокойно работать и дальше, просто без льгот и субсидий. А если кого-то уволят, для спецов автомобилестроения работа найдется на других предприятиях.
Но вернемся к громким заголовкам статей. Это яркий пример того, что все эти годы имидж компании строился не без манипулирования общественным мнением.
«Азия Авто» продолжает позиционировать себя как «автопроизводитель №1». Но при этом забывает уточнить, по каким именно параметрам. Например, по данным за 2019 год по количеству выпущенных автомобилей первым номером числится «Сарыаркаавтопром». «Азия Авто» на втором месте. Но согласитесь, что слоган «автопроизводитель №2» как-то не звучит. На этом фоне и утверждение «Локомотив отрасли» тоже начинает вызывать сомнение.
Слова «крупнейший налогоплательщик» тоже мало соответствуют действительности. По сумме налогов в 2019 году в общем списке из более чем 350 казахстанских компаний «Азия Авто» на 270 месте. Из 350! Причем
совместно эти компании внесли в бюджет около 5 млрд тенге. Это меньше, чем, например, выплатил производитель конфет «Рахат»
или компания по производству минеральной воды. Налоги компаний из топовой десятки исчисляются сотнями миллиардов тенге. На этом фоне 5 млрд как-то не тянет на звание хотя бы «крупного налогоплательщика».
Другими словами, любое позиционирование «Азия Авто» как «лучшего» даже на поверхностный взгляд оказывается в лучшем случае полуправдой.
Еще в апреле на решение министерства индустрии компания ответила пространным интервью генерального директора. На первый взгляд Ержан Мандиев обосновал все причины, по которым компания не выполнила соглашение с министерством о локализации производства. Причем стоит напомнить, что с 2010 года соглашение продлевалось трижды.
Посмотрим на основные тезисы гендиректора.
Доллар, евро и инфляция реагируют на пандемию предсказуемо – опрос Нацбанка
Завод не построили, потому что трижды девальвировалась национальная валюта и страна пережила пару кризисов. Да и сейчас в новом кризисе. В результате и без того маленький рынок Казахстана сузился и восстановится через пару лет. За это время и достроим.
Однако
ни девальвация, ни кризисы не помешали компании развернуть сеть автосалонов в России
Причем, как утверждает сам Мандиев, они занимают лидирующую позицию среди более чем трехсот российских дистрибьютеров «Автоваза». И это сеть самодостаточна в финасовом плане. Только работает она на российскую экономику.
И опять же,
кризисы не помешали компании обзавестись тремя санаториями в Казахстане и одним в Сочи
Конечно, за такой размах стоит только порадоваться. Но проблема в том, что пользуясь государственной поддержкой, компания не ставила приоритетом развитие производства внутри страны. Иначе история с заводом не растянулась бы на столько лет из-за «недостатка финансирования». Другими словами, ничего личного, просто бизнес.
Еще один штрих. Многоточием в конфликте с министерством стало заявление «Азии Авто» о появлении инвестора, который готов достроить новый завод уже в 2021 году. Увы, информация вызывает сомнения в достоверности. Имя или хотя бы страна благодетеля не называется. Что, в принципе, можно объяснить.
Дело в том, что в реалиях сегодняшнего дня сложно найти человека, готового вкладываться в довольно сомнительное с точки зрения азов инвестиций и бизнеса предприятие. С другой стороны, какую цель преследует «Авто Азия» этим заявлением? Не рассчитывает же компания на то, что министерство в который раз поверит на слово и отменит свое решение? Поэтому можно предположить, что это просто желание оставить за собой последнее слово и «сохранить лицо».
Буквально на днях в российских СМИ проскочила информация, что «Азия Авто» взяла кредит в банке «Санкт-Петербург» на сумму чуть более 2 млрд рублей.
«Компания обратилась с заявкой на кредит на закупку продукции у российского экспортера — производителя автомобилей «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР)», — говорится в сообщении банка.
Речь идет о приобретении машинокомплектов у завода Hyundai. Наверняка «Азия Авто» сможет объяснить, зачем им эти машинокомплекты. Ведь собственно сборкой Hyundai в Казахстане занимается совсем другой автопроизводитель.
Но суть в том, что «Азия Авто» взяла кредит в российском банке и импортирует в страну продукцию российского завода. То есть опять работает на российскую экономику. А учитывая сумму кредита, на запуск нового завода в Казахстане финансов опять может чуть-чуть не хватить.