По данным Нацбанка, на 1 августа объем вкладов по сравнению с 1 августа 2019 годавырос на 2 трлн тенге.
Основную долю в портфеле, по сообщению информагентства LS.kz, занимают срочные депозиты, на которых находилось более 12,2 трлн тенге. Из них на вкладах физлиц:
У юрлиц:
Наибольший прирост вкладов пришелся на Нур-Султан — на 26,2%, до 2,6 трлн. Второе место заняла Туркестанская область с ростом на четверть — до 45,1 млрд тенге.
Что послужило причиной, ведь страна полгода прожила в карантине, когда упала деловая активность и доходы населения. Экономисты Асет Наурызбаев и Айдархан Кусаинов предполагают, что богатые вкладчики сэкономили на загранпоездках и других дорогих покупках.
— На самом деле причин две, — говорит Асет Наурызбаев. — Во-первых, валютные вклады переоцениваются по новому курсу. Во-вторых, их основной объем формируют люди не бедные. Те, кто оказался в плохой финансовой ситуации, вкладов не имеют.
Зато сбережения есть у богатых, которые в период карантина перестали ездить за границу, покупать автомобили и недвижимость
Спрос резко упал. Выросший объем вкладов — это отложенные покупки.
— Но при этом глава Нацбанка Ерболат Досаев ранее давал пессимистичные прогнозы по росту объемов вкладов, как раз ссылаясь на карантин.
— Председатель Нацбанка не знает много нюансов, а его аналитики водят за нос.
— В разрезе регионов самый большой прирост в Нур-Султане. Это подтверждает, что чиновники все же богатые?
— Да, это так. Я думаю, что вся эта медицинская тематика, на которую потратили 6 трлн тенге, как раз и осела на счетах богатых астанчан.
— Второе место у Туркестанской области, которая всегда считалась аутсайдером по уровню заработков и достатка граждан.
— Она самая большая в Казахстане. Там есть экспортная торговля с Узбекистаном. С другой стороны, прирост на вкладах сразу на четверть точно не от экономики, это кто-то туда перевел такие деньги. Может быть даже аким, переехав по работе.
Бывший советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов считает, что кроме прироста вкладов приостановление серьезных трат подтверждает и сокращение покупки валюты на 21%.
— Рост объема депозитов не считается никаким признаком богатства или бедности, — считает экономист. — Я постоянно настаиваю, что наше общество неправильно читает статистику.
В Казахстане огромное расслоение. 1% богатых, которые ездят за границу, отдыхают, делают дорогие покупки
И 99% — население, не имеющее денег на заграничные поездки и живущее от зарплаты до зарплаты. Депозитную массу формируют вклады богатых. Я писал на эту тему много аналитики. Даже опросы, которые проводит Нацбанк, показывают, что людей, имеющих сбережения, всего 20%. Так что в структуре всех депозитов больше половины составляют вклады 100-200 человек.
— Наибольший прирост в Нур-Султане. У нас все-таки богатые чиновники?
— Почему только чиновники? В столице много и богатых бизнесменов. Нужно четко понимать, что депозитная масса целиком не признак богатства населения. Топовых 20% — да. Однако даже из топовых 90% депозитов принадлежат одному проценту богатого населения.
— Тогда как объяснить второе место в приросте у Туркестанской области, где самый низкий уровень зарплаты и вообще благоустроенности жизни?
— Объяснение достаточно простое. Когда есть кризис и карантин, то за шесть месяцев карантина очень многие физически не съездили за границу. Те самые богатые, которые хотели бы отдохнуть, были дома и в Наурыз, и на летних каникулах.
— То есть прирост вкладов показывает, сколько примерно люди тратят на путешествия?
— На самом деле это будет не совсем корректно, потому что кроме отдыха за границей есть и другие варианты, где можно потратить хорошие деньги. В Туркестанской области популярен шопинг в Узбекистан.
Закрытые границы не позволили потратить деньги на покупки. Не приехали в Казахстан и узбекские рабочие — тоже статья экономии
Обратите внимание, на фоне роста депозитов в Казахстане на 21% упали показатели покупки валюты. Это как раз свидетельство того, что иностранная валюта, которую ранее приобретали для загранпоездок, на карантине не пригодилась.