Карантин и дистанционное обучение показали истинные достижения в цифровизации Казахстана. Достижения негативные — хотя на цифровизацию было потрачено 27 млрд тенге.
Счетный комитет собрался проверять расходы министерства образования. Конкретно речь идет о 27 млрд тенге, выделенных республиканским бюджетом на цифровизацию среднего образования.
Шавкат Сабиров, глава Интернет-ассоциации Казахстана, назвал работу в этом направлении удовлетворительной. Но только в крупных городах. На остальной территории ситуация намного хуже.
— Шавкат Умарович, как вы оцениваете уровень цифровизации в стране?
— Я бы сказал, удовлетворительно. Не хорошо, но на троечку. Однако это касается только крупных городов, где хотя бы развита инфраструктура, легкий доступ в интернет, практически везде оптика. Хотя
первые дни дистанционного обучения сразу показали, что каналы связи не выдерживают наплыва
Миллионы детей ринулись в интернет, плюс многие из них начали работать с самым «тяжелым» контентом — видео. Стало ясно, что надо расширять каналы. Но это проблема не министерства образования, а нашего национального оператора — Казахтелекома. Это он должен обеспечивать широкие каналы, которые позволяли бы свободно и легко работать.
Почему наши спутники не помогли наладить дистанционное обучение в карантин?
В регионах, к сожалению, не так все хорошо и «сладко». Казахстан по размеру территории девятая страна в мире, а населения всего 18 млн, включая грудных детей и стариков. Понятно, что в какой-нибудь аул в 500 км от Семея ни один интернет-провайдер связь не «потащит», так как с коммерческой точки зрения это абсолютно невыгодно. Однако
для национального оператора существует программа субсидирования,
и он должен обеспечить качественной связью и доступом в интернет всех граждан страны. Он должен прокладывать коммуникации, а государство компенсировать затраты. В мире это нормальная практика. К сожалению, только реализуется далеко не везде. Стоит немного отъехать из Алматы в сторону Талгара, и в каком-нибудь поселке по дороге за холмом никакой связи уже нет. Чтобы поймать сигнал, надо подняться на холм. В интернете постоянно слышны жалобы родителей — жильцов таких поселков.
— Подобных примеров по стране очень много. В регионах уже имеющаяся связь не выдерживает нагрузки онлайн-обучения. Как результат мы имеем до сих пор обучение «по телевизору», то есть канал «учитель-ученик» обеспечивает телевизор. А обратный канал — «ученик-учитель» — обеспечивает WhatsАpp, когда домашние задания дети отправляют учителям. Для Казахстана я считаю это неприемлемым и ужасным.
Попытка взять интернет под жесткий контроль до добра не доведет — эксперт
О цифровизации мы говорим уже более десяти лет, но все это время жалуемся на непредвиденный наплыв пользователей. Ранее я указывал, что это халатность и даже безответственность топ-менеджмента. Топ-менеджеры по определению должны иметь мозги, способные работать на несколько лет вперед. В Казахтелекоме должны понимать, что нагрузка будет только возрастать, а значит, надо расширять каналы. В минобре должны предусмотреть, что прогресс не стоит на месте, и
цифровизация образования и есть цифровизация учебного процесса в школах аулов и городов
Интересно, отображают ли убогость образования в регионах, и каким цветом, смартфоны руководителей министерства, напичканные статистикой?
Уже устал говорить, но у нас до сих пор не легализовано онлайн-образование на уровне закона, есть только приказ министра. Существует и дистанционное образование, но это совсем другое. Первым делом в период карантина эти изменения надо было провести в законодательстве. Также надо было легализовать онлайн-образование, как в 2005-06 гг. в первую очередь легализовали все госуслуги, которые оказываются онлайн. С тех пор документ электронного правительства, распечатанный на принтере, приравнивается к государственным официальным справкам. Не надо для этого изучать мировой опыт и проводить совещания, надо просто брать и делать.
— Зато совещаний сейчас проводят даже больше, чем до карантина. Что-что, а это мы хорошо умеем делать. Но реальных конкретных дел по итогам этих совещаний вообще не видно.
За две недели до начала учебного года ввели 10-балльную систему оценок
За две недели! Зачем? Учителя и школьники все эти дни теперь вместе с родителями ломают голову, много или мало оценок у детей?
— Что сейчас надо предпринять в первую очередь? На что бросить силы?
В цифровизации есть такое понятие «система». В ИТ-отрасли без слова «система» работать ничего не будет. Так и здесь должны быть системные меры. Нужны системные государственные мероприятия, а инициатором реальных дел должно выступать МОН РК. Уполномоченный орган должен обеспечить правовое поле для всей отрасли образования, сделать работоспособную версию государственного частного партнерства. Он должен создать межведомственную группу не для совещаний, а для оперативной работы.
Казахстанская IT-отрасль нуждается в господдержке
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) обеспечивает технологическую часть работы с операторами связи, провайдерами услуг, создания специальных тарифов для учеников не только для посещения нескольких сайтов, а в первую очередь для всего цикла образования. Не забываем, что образование у нас в стране еще бесплатное. МИОР обеспечивает коллективный доступ школьников к СМИ и ТВ.
Сам минобр должен объединить вокруг себя весь казахстанский бизнес, который может предоставить, например, онлайн-платформы. Можно было уже все сделать по кругу много раз. Но нет никого, кто бы вместо ласковых и нежных слов спросил за результат работы после шести месяцев совещаний. Сегодня
ситуация вокруг образования напоминает мне барона Мюнхаузена
с его планами разогнать облака до обеда и совершить подвиг до вечера.
— А вы не отслеживали, какие суммы выделяются на цифровизацию образования? Может быть просто ведомству не хватает денег?
— Знаю, что бюджет министерства образования очень большой, но не помню, чтобы минобр жаловался на нехватку средств.
Две недели назад МОН вернул Всемирному банку 67 млн долларов, полученные в 2017 году
на модернизацию среднего образования. Добавить больше нечего.