Казахстан, являющийся собственником космодрома «Байконур», тратит на космические разработки и технологии космические деньги. В то же самое время страна провалила дистанционное обучение во время карантина. И грозит провалить второй раз из-за отсутствия качественных интернета и учебных платформ.
У налогоплательщиков есть вполне резонный вопрос — как все это сочетается? Главный редактор журнала «Космические исследования и технологии» Нурлан Аселкан помог нам разобраться в этом вопросе.
— Учитывая печальный опыт дистанционного обучения в последней четверти учебного года и начавшуюся панику родителей по поводу предстоящей первой четверти, какую работу над ошибками нужно было провести? Наши спутники технически способны раздать интернет в отдаленные поселки?
— В данном случае претензий к спутникам меньше всего. Они готовы увеличить трафик, и такие резервные возможности у них есть даже сегодня.
К сожалению, это правда, что в тысячах поселков интернет либо отсутствует, либо очень символический, работает только электронная почта.
Как известно, вместе с минобразования различные структуры разработали сервисы, которые оказались в конфликте с имеющейся сетью
Использование всех этих разрекламированных электронных дневников и онлайн-обучения буквально рухнуло, потому что наземные сети не справились с мощным трафиком.
Я уже не говорю о том, что
многие сервисы изначально имели демонстрационный характер. Они были хороши, когда ими никто не пользовался
или мало пользовались. А когда подключилась вся страна, выяснилось, что они неадекватны. Но ситуация меняется достаточно активно.
Нас есть много за что критиковать. Это проблемы с аптеками, лекарствами, с предоставлением скорой медицинской помощи, сотовой связью и прочие недостатки. Однако ошибки исправляются буквально на глазах. Принимаются жесткие кадровые решения, присутствует общее понимание, что дистанционная система обучения в текущем виде малопригодна. Так что изменения в лучшую сторону неизбежны.
— А как теперь посадить всех учащихся на удаленку?
— Я не думаю, что посадить всех обучаемых на удалёнку — хороший выход, но сама система должна иметь такой функционал. На случай обострения ситуации с пандемией. И в этом направлении усилия будут прилагаться. Правда, к сожалению, все решается по-нашему — пока жареный петух не клюнет.
Вот пример — первая выдача 42 500 тенге в период чрезвычайного положения. Когда объявили о выплате материальной помощи, выяснилось, что у многих нет карточек, а ЭЦП так вообще была в наличии только у 15% населения, невозможно было ввести свои данные. Что же мы увидели?
За очень короткое время, буквально за недели, вопросы дистанционного получения ЭЦП и карточек были решены
А когда за это взялся частный сектор в лице того же Kaspi, процесс еще больше упростился и ускорился.
— То есть во всех наших технологических информационных бедах виноват не космос, а наземная составляющая коммуникаций?
— Да, это наши сервисы и наземные станции вкупе создали проблему последней мили. Когда провалилась связь между учеником и центром, передававшим домашнее задание. Эту проблему наскоком решить невозможно.
Я выражу осторожный оптимизм — если все проблемы все-таки будут решаться под лупой и путем концентрации усилий, есть шанс их исправления
Очень надеюсь, что новая дистанционная четверть будет последней, и все нормализуется. Но крайне необходимо иметь возможность широко развивать все дистанционные технологии уже в нормальных мирных условиях. А если к этому еще добавятся возможности прямого вещания со спутников, широкополосный интернет не только в городах, но и в степи, доступные и понятные сервисы, это значительно ускорит дело.
Я думаю, мы увидим демонстрацию возможностей современных технологий, которые позволят получать цифровые услуги в любой точке на карте Казахстана.
— Нурлан, учитывая наши космические технологии и достижения, способен ли Казахстан дать всему своему населению широкополосный интернет? Или будем ждать реализацию проектов Илона Маска?
— У нас подобный проект уже начал реализовываться совместно с мировой компанией OneWeb. Некоторое время назад она объявила себя банкротом. Но недавно ее активы выкупило правительство Великобритании и индийский фонд. Так что работа возобновилась. Сотрудничество Казахстана и OneWeb должно было обеспечить не менее 8 пусков ракет с космодрома «Байконур» в год.
Планами предусматривается предоставление в РК первой высокоскоростной широкополосной спутниковой связи с низкой задержкой сигнала
и создание в стране технического узла для обеспечения предоставления услуг связи OneWeb по всей Центральной Азии. Так что все это сулит очень льготные возможности. В том числе по приобретению соответствующего терминального оборудования и включению нашей страны в число возможных акционеров OneWeb.
На самом деле многоспутниковыми системами занимается не только OneWeb и Илон Маск. Подобных проектов много. И мы намерены серьезно сотрудничать и участвовать не только как покупатели. То есть в освоении передовых космических технологий мы делаем очень серьезные шаги.
— Будем ли мы от кого-то зависеть в плане информационной безопасности и денег?
— Для того мы в свое время и создали спутниковую систему KazSat и наземную инфраструктуру, чтобы не зависеть от внешних сил и получать вполне весомую финансовую отдачу. Можно прекрасно пользоваться западными технологиями, российскими или китайскими. Но нужно отдавать себе отчет в том, что информационная безопасность в таком случае будет под большим вопросом.
— Реализация проекта по всеобщей интернетизации Казахстана при помощи зарубежных компаний гарантирует сохранность наших госсекретов и персональных данных?
— Все определяется технологиями.
Массовый трафик идет через различные спутники и кабели. При серьезной заинтересованности доступ к ним осуществить возможно
Что касается специальных переговоров, существует система правительственной связи и различные корпоративные сети.
Без спутников серии KazSat, платформа которых была построена в России, а полезная нагрузка западная, мы не смогли бы обеспечить собственный контроль и управление всеми информационными потоками. Так что их приобретение было верным решением. Наземное оборудование, которым мы пользуемся, европейско-американского производства. Если уж мы его ставим у себя и используем, значит уверены в его эффективности.
То, что должно быть засекречено, будет засекречено. Однако получение массового потока информации — совсем неплохо, если в плане качества он соответствует всем мировым стандартам.
В случае незатратности или малозатратности на такой проект он считается близким к идеалу
Гораздо хуже смотреть со стороны и быть только покупателем гаджетов. Ведь это прямое использование нашего человеческого потенциала и его покупательской способности. Но мы идем другим путем — создаем, участвуем. Приобретаем спутники, ставим наземное оборудование, участвуем в таких мировых сетях как OneWeb, размещаем информационные хабы.
При наличии новой ракеты-носителя на «Байконуре» и нашего сборочно-испытательного комплекса недалеко от столицы мы можем создать в перспективе комплексную услугу по испытаниям, разработке и выведению коммуникационных спутников. Также использовать их для себя и предоставлять эти возможности другим.
Мы буквально в шаге от этого. Просто для этого нужен труд, терпение и время. Много чего у нас уже есть, другое — в стадии подготовки. Мы осваиваем технологии и готовим специалистов. Так что Казахстан совершенно не у разбитого корыта.