Странам Центральной Азии придется выбирать между спасением экономики, развитием МСБ и социальной стабильностью. Об этом говорят эксперты аналитического центра Silk Road Studies Program.
Ранее мы рассмотрели два возможных сценария постпандемийной экономической политики в Казахстане. Оба предполагают не самые лучшие последствия или для бизнеса, или для населения. Какие есть еще варианты?
Воздействие пандемии на экономику растянуто по времени на фоне неопределенных прогнозов по ценам на нефть. Предполагается, что они могут упасть до 20-30 долларов за баррель.
В случае возникновения новых нефтяных кризисов, как в апреле 2020, частный сектор и социально уязвимые слои населения пострадают существенно.
Инерция в данном случае наблюдается у правительства – оно селективно подходит к процессу поддержки предприятий
(добывающих предприятий) и искусственно создает новые рабочие места в отрасли. При этом надеясь, что банки и частники выплывут сами. При таком сценарии вводятся жесткие меры экономии, в краткой и долгосрочной перспективах.
Странам потребуется донорская помощь, причем длительная. Спрос на товары и услуги будет низким
В долгосрочной перспективе позитивным последствием является тот факт, что существенно сократится объем кредитной задолженности людей. Негативом станет то, что отечественные отрасли и предприятия перенаправят фокус деятельности во внешний мир и станут искать возможности за пределами Центральной Азии.
Вероятным исходом станет укрепление интеграционных связей между странами региона в долгосрочной перспективе. Но об экономической диверсификации придется забыть надолго.
Этот сценарий может стать более-менее удобным вариантом для Кыргызстана и Таджикистана, поскольку ресурсов на предыдущие два сценария у них нет.
Казахстан и Узбекистан могут пойти по этому пути, только если сами решат, что цена первых двух сценариев для них неподъемна.
Осенью наступит дефицит картофеля. Это эхо действий минсельхоза весной — эксперт
Будет наблюдаться углубление неравенства, коррупции и разрыва между государственным и частным секторами экономики. Этот сценарий напоминает 90-е годы прошлого века, когда странам пришлось реформировать свои экономики и пережить всю болезненность таких процессов.
Этот сценарий для региона представляет самый сложный вызов и потому менее вероятен.
Правительства региона медленно выходят из многих отраслей и сфер деятельности, позволяя частному сектору выполнять некоторые государственные функции, включая создание новых рабочих мест.
Страны должны будут определить те области, где у них есть конкурентные преимущества, и создавать истинно благоприятные условия для бизнеса, что может привести к росту прямых иностранных инвестиций.
Доллар по 470 — это последствия доброты правительства к банкам — экономисты
В рамках этого сценария странам Центральной Азии надо будет совершить квантовый скачок в рейтингах:
Правительства должны кардинально улучшить процесс предоставления государственных услуг. А именно:
Жесткий контроль за деятельностью органов власти должен привести к сокращению уровня коррупции и роста доверия к таковым
Учитывая невозможность плавного осуществления этих планов, в краткосрочной перспективе рост экономики будет неровным.
Государственные предприятия найдут себя в условиях реальной конкуренции с частным сектором без постоянной финансовой поддержки государства.
Многие государственные предприятия региона представляют собой громоздкие и отягощенные многочисленными проблемами группы компаний, которые просто не в состоянии совершить изменения. Те, что реформируют себя и выживут, станут конкурентоспособней.
На борьбу с инфляцией выделяют триллион тенге
В долгосрочной перспективе можно ожидать рост инвестиций в различные отрасли и общий экономический рост. Из тени выйдет огромное количество неформальных экономических игроков, что приведет к росту сбора налогов. Например, в Узбекистане в официальной экономике задействовано 5,7 млн человек из общего количества экономически активного населения в 19 млн человек.
Донорские проекты будут в основном развиваться с социальном секторе. Внутренний и внешний долг будет относительно низок. Рыночный сценарий сложней всего будет осуществить в Узбекистане, где действует модель диктата государства.
Казахстан в 2015-2020 существенно улучшил климат для ведения бизнеса. Но это требует от него дальнейших реформ и движения в сторону глобальной экономической 20-ки. В рамках этого сценария страна могла бы форсировать программу приватизации, начатую в 2016 году.
Вряд ли на такое пойдет Таджикистан, но если экономический застой растянется на длительный период, он может начать какие-то реформы.
Больше всего условий для успешной реализации истинного перехода к свободному рынку имеется в Кыргызстане, но это требует дальнейшего реформирования страны и весьма массированной помощи стране извне.
Региональная кооперация, скорее всего, останется на допандемийном уровне. Страны, равные друг другу по экономическому состоянию, будут конкурировать за прямые иностранные инвестиции.
В Центральную Азию могут прилететь следующие черные лебеди – природные и техногенные:
Для Казахстана 1-й сценарий может стать самым привлекательным, так как страна может позволить себе полагаться на экономический рост на основе расширения потребления, даже на фоне падения цен на нефть.
Возможен гибрид 1-го и 3-го сценариев, так как он не требует основательного перетряхивания экономики.
4-й сценарий возможен в самую последнюю очередь. До кризиса Казахстан пытался идти именно к нему.
Сценарий №2 маловероятен, поскольку правительство Казахстана имеет все ресурсы, чтобы избежать экономической нестабильности. Если бы такого не было, сама жизнь заставила бы Казахстан проводить основательную диверсификацию своей экономики.
К этому сценарию страну может подтолкнуть растянутая по времени неопределенность с ценами на углеводороды