Евросоюз не готов к прямому столкновению с Кремлем. Об этом говорит Ерлан Мадиев, специалист Института мировой экономики и политики.
В воскресенье, 16 августа в своем заявлении президент Франции в Twitter выразил солидарность с протестующими в Беларуси и призвал Евросоюз
«продолжать мобилизацию в поддержку сотен тысяч белорусов»
Заявление Макрона появилось на фоне воскресных акций протестов в Минске, которые, по различным данным, собрали от 100 до 200 тысяч человек.
Последствия карантинов: какими будут инфляция, безработица и курс тенге?
Протестное движение в Беларуси стремительно набирает обороты, и многие западные страны сегодня вынуждены обратить более пристальное внимание на происходящие там события.
Напомню, что ранее ЕС и ведущие столицы Европы в лице Берлина и Парижа продемонстрировали относительно сдержанную позицию по этому вопросу.
Главным двигателем «белорусской повестки» в ЕС стали Польша, Литва и Латвия, которые с самого начала кризиса четко обозначили свою поддержку белорусской оппозиции.
Именно они стали инициаторами экстренного совещания министров иностранных дел стран ЕС,
на котором были достигнуты предварительные договоренности о введении новых санкций в отношении Минска.
Вместе с тем, если сравнивать реакцию ЕС с его действиями во время майдана на Украине, становится очевидным, что Европа не готова к инвестированию существенных политических ресурсов в Беларуси. Причин здесь несколько.
Во-первых, пандемия. Совсем недавно стало известно, что экономика ЕС сократилась во втором квартале на рекордные 12%, это худший показатель за всю историю объединения.
Брюссель на данный момент занят спасением экономики ЕС, и вряд ли в Европе готовы к очередной «геополитической авантюре»
Во-вторых, на данный момент геополитическая повестка ЕС уже достаточно перегружена. В Европе в первую очередь обеспокоены такими вызовами, как противостояние между США и КНР, напористость Турции в Средиземноморье, нестабильность на Ближнем Востоке и т. д. На этом фоне ведущие страны ЕС, такие как Германия, вряд ли захотят вновь провоцировать конфликт с Россией.
Проект реконструкции ТЭЦ-2 в Алматы увеличит тарифы на газ на 34% — эксперт
В ЕС прекрасно понимают значимость Беларуси для России и важность этой страны для стабильности всего европейского пространства, к примеру, в сфере энергетики.
Это и объясняет в целом сдержанную позицию ЕС, которая обозначилась с самого начала кризиса в Беларуси.
Вместе с тем растущий масштаб протестного движения в Беларуси вынуждает Брюссель более четко обозначить свою позицию.
В конце концов, ЕС позиционирует себя на мировой арене в качестве «нормативной силы», которая выступает за соблюдение либеральных норм и стандартов.
Сегодня становится очевидным, что
Европа будет наращивать давление на Минск и требовать диалога с оппозицией
Но главная интрига заключается в том, пойдет ли ЕС снова в лобовое столкновение с Россией или будет действовать более гибко? Возможны ли закулисные переговоры между главными столицами Европы и Москвой, которые приведут к компромиссному решению политического кризиса в Беларуси?
Дать однозначные ответы на эти вопросы крайне сложно, но ясно одно: повторение украинского сценария невыгодно ни Европе, ни России.