Настоящего Майдана и насильственного свержения Лукашенко в Беларуси не будет, считает историк и политолог Булат Султанов. Пока для этого не созрели все предпосылки. Кроме того, большинство белорусов все-таки поддерживает внешнеполитический курс Лукашенко.
Лозунги о европейском пути развития пока в стране особой популярность не пользуются, за исключением молодежных кругов в крупных городах. Однако общество уже устало от тридцатилетнего правления Батьки. Время перемен действительно пришло, теперь вопрос в том, осознают ли это белорусские власти.
— Булат Клычбаевич, действительно ли Лукашенко победил или, как утверждает оппозиция, на самом деле с треском проиграл, но результаты подделали?
— Это объективные результаты и они были предопределены. Практически все наблюдатели сходились на том, что Лукашенко победит.
Однако в возникшей ситуации есть много нюансов.
Для Беларуси 10% голосов, отданных за Тихановскую — это довольно высокий показатель. Особенно активно против Лукашенко голосовала молодежь в Минске и крупных городах. На то есть тоже объективные причины. Во-первых, экономический вектор развития страны, который выбрал Лукашенко. То есть сильное государственное управление экономикой, во многом консервация того, что было до 1991 года.
Тут можно провести параллель между Лукашенко и покойным Исламом Каримовым. Они во многом были похожи друг на друга, выступая за сильное государственное управление и против того режима экономики, который мы называем свободным рынком.
То есть
в основе протестных настроений лежит недовольство экономическими отношениями,
которые там существуют стараниями Лукашенко.
Второй причиной для их роста стал коронавирус.
Хотя система здравоохранения, оставшаяся от советских времен, сработала неплохо
В отличие от других республик постсоветского пространства, где отошли от этой модели, которая была основана на общественном здравоохранении, и перешли на рыночную, где в основу положено не здоровье людей, а извлечение прибыли.
И недовольство людей вызвала также авторитарная манера Лукашенко во время пандемии. То он выступал против ношения масок, то в самый разгар провел военный парад.
— Наконец,
в обществе есть некая усталость от многолетнего правления Лукашенко
Он не понимает простой вещи, что его время ушло — сейчас выросло новое поколение и нужны новые методы управления страной.
Кроме того, не все довольны, что Лукашенко пытается лавировать между Россией и Западом. К тому же его действия накануне выборов показали, что он непредсказуем как для одних, так и для других. При этом большинство избирателей поддерживают курс на союзнические отношения с РФ.
Хотя части молодежи как раз импонируют те самые лозунги, которые были популярны на Украине.
Они тоже считают, что Беларусь — это Европа и должна идти по европейскому пути развития
Но большинство понимает, что в Европе белорусов никто не ждет. Они представляют интерес для западных политиков только как элемент антироссийского кордона, который сейчас пытаются создать. И в качестве обслуги западных компаний.
Кстати, методы протестующих тоже похожи на украинские. И хочу подчеркнуть, что собрать такое количество людей и без финансовой и информационно-пропагандистской поддержки извне просто невозможно. На видео прекрасно видно, как хорошо подготовленные физически молодые люди организованно бросаются на кордоны и пытаются спровоцировать власти на беспорядки. Это часть белорусского протестного потенциала, и она обеспечивается мощной пропагандистской и финансовой поддержкой.
— То есть вы считаете, что протесты организованы искусственно?
Абсолютно уверен. Причем при непосредственной помощи неких «специалистов», которые наверняка наводнили Минск. С ними нужно было разбираться так же, как с теми тридцатью тремя россиянами. Но в этом случае власти боятся связываться, потому что ее сразу обвинят в нарушении демократии и свободы.
— «Общество устало от Лукашенко» и «большинство объективно проголосовало за него». Как-то эти два тезиса не стыкуются. Если устали, то и голосовать должны были бы против.
— Многие действительно недовольны авторитаризмом Лукашенко, его «тракторным мышлением».
Но большинство не хочет, чтобы изменились главные принципы внешней политики
Тихановская и другие говорят — мы хотим, чтобы Беларусь вошла в Европу. Но люди уже видели на примере Украины, что это такое.
Обыски, аресты и протесты — чем запомнятся выборы президента Беларуси в этом году
Про европейскую Беларусь скандирует в основном молодежь в нескольких больших городах. Массовый избиратель из провинции более консервативен.
— Есть ли вероятность, что в Минске будет собственный белорусский Майдан?
— Майдан там сейчас невозможен по определению. Повторюсь, большинство голосовало не за Лукашенко, а за его внешнеполитическую программу. Большой поддержки у сторонников «европейского курса» в стране нет.
— В основе массовых протестов всегда лежат крайнее ухудшение экономического положения, дискредитация органов власти, недовольство методами правления. В Беларуси этого нет и в ближайшее время будет. Зато уже есть сигнал для Лукашенко и политической элиты, что по-старому править уже нельзя. Нужен новый подход.
— Раз уж заговорили об Украине, то была ли там массовая поддержка Майдана? Или его все-таки устроили ограниченными, но хорошо организованными силами?
— Во-первых, есть Западная и Восточная Украина. Если помните, побеждали то те, то эти. Но самое главное — на Украине ситуация усугубилась многолетней националистической обработкой населения.
Когда в 1953 году к власти пришел Хрущев, Украина начала получать большие дотации из центра. Когда началась перестройка — финансовые вливания закончились. И тогда
националистически настроенная часть политической элиты этим воспользовалась для того, чтобы оболванить значительную часть населения
Сейчас там очень сильные националистические настроения, которые базируются на позициях и взглядах именно Западной Украины. В том числе подпитываемых при помощи творческой интеллигенции. Это было и при Кравчуке, и особенно при Ющенко. В Беларуси мы пока ничего подобного не наблюдаем.
Хотя наверняка уже созданы группы чтобы спровоцировать Лукашенко на жесткую реакцию.
Сегодняшние события в Минске и других крупных городах — это хороший урок для политических элит, в том числе и нашей. Нужно решительно отказываться от старых методов. Недаром звучит лозунг «мы хотим перемен». У нас тоже хотят перемен, поэтому нашей власти следует учесть опыт Беларуси и стать более решительными в преобразовании страны на новом витке развития. Люди хотят жить лучше и поэтому президент Токаев должен эти перемены им дать.