При этом уроки должны быть очные, а не дистанционные.
Дистанционное обучение в школах ничего хорошего не принесет, считает педагог Архимед Искаков. «Удаленка» в последней четверти прошлого учебного года была мерой вынужденной. В результате это оказалось просто потраченным зря временем.
В новом учебном году придется наверстывать упущенное и делать некий задел на возможный новый карантин. Для этого педагог предложил начать учебу в августе — хотя бы по три урока в день и с разделением на три смены, чтобы в классе сразу не было слишком много детей.
— Архимед Мынбаевич, если осенью школам снова придется переходить на дистанционное обучение, это получится? Например, позволяет ли материально-техническая база организовать полноценную удаленку?
— Конкретно матбаза худо-бедно позволяет, хотя и не здорово. Другой разговор, что «удаленка» — это не полноценное образование. Во-первых, многие преподаватели сами не смогли перейти на нее. Вместо того, чтобы давать домашние задания на общепринятых платформах, их сбрасывали по ватсапу. Также пытались наладить и обратную связь.
Сейчас министерство и региональные управления проводят какие-то семинары, пытаются что-то сделать. Но
картина будет мрачной даже в том случае, если к дистанционному образованию все подготовятся идеально,
везде проведут широкополосный интернет и всем детям дадут компьютеры.
А на самом деле получится еще хуже.
Формально мы можем успокоить родителей, мол, в конце прошлого года все-таки учили детей. Но это полный бред. Теоретически окончить Массачусетский технологический институт можно и дистанционно, но практически на это способен один человек из тысячи. Для этого должно быть совершенно своеобразное мышление, характер и по-другому поставленные цели — да и вообще другой ребенок. Мы не можем приводить в качестве примера исключительные случаи.
Карантин и дистанционное обучение обнажили минусы национального IT-менеджмента
Ведь образование это не только теоремы и примеры, это еще и воспитание. В классе ежедневно и ежечасно тысячи новых связей. Этому процессу примерно шесть тысяч лет. А в справочник они и без меня могут посмотреть.
И хоть как-нибудь пренебрегать этим воспитанием чрезвычайно опасно.
Сегодня министр образования для нас важнее, чем министр сельского хозяйства или обороны
Если министр образования будет плох, вы за это получите сполна. В особенности в такие критические моменты, как пандемия. Сейчас мы увидели, что профессионалов нигде нет — ни в медицине, ни на региональном, ни на местном уровнях. Так аукается полное пренебрежение образованием.
— В целом к переходу на дистанционное обучение мы готовы. Но хорошо понимаем — и в школах, и в министерстве — это будет просто выброшенный год. И то, что последнюю четверть мы заканчивали удаленно, это было меньшее из зол, и сам факт не является сколько-нибудь весомым аргументов в пользу дистанционки.
Альтернативой было только не учиться вообще
Перспектива даже самых замечательных платформ на сегодня весьма слаба. Дистанционное обучение — это вообще совершенно другое занятие, нежели в школе, почти ничего общего, кроме одинаковых букв и цифр.
— Но если объявят новый карантин, соблюдать его все равно придется. Все же меньшее из зол.
— Да, все зависит от ситуации. Кстати, если в начале августа она немного «устаканится», можно воспользоваться еще хорошей погодой,
собрать детей в школу недели на три и давать примерно 3-4 урока в день. Можно даже разбить на 2-3 смены,
чтобы одновременно в помещении находились не так много учеников.
— Зачем лишать детей целого месяца отдыха?
— Даже в обычный учебный год безо всяких коронавирусов, возвращаясь с трехмесячного отдыха, школьники все забывают. Мы практически всю первую четверть приводим их в чувство, а настоящая учеба начинается только в конце ноября. До этого времени приходится вспоминать все, что проходили в прошлом году.
Улучшить школьное образование можно за 5-7 лет — Архимед Искаков
Если начинать учиться в августе, не надо давать никаких новых тем, надо просто вспомнить уже пройденное, и то не все. Я бы давал математику, английский и может быть немножко физики. Историю можно выучить и на удаленке, а математику и иностранный язык вряд ли.
Что я выиграю? Предположим, в сентябре ситуация будет нормальная, карантина нет — тогда мы начнем традиционный очный учебный год сразу без раскачки. И уже в первую четверть можно было бы сделать очень много. А если в первой четверти снова объявят карантин, мы бы не очень много потеряли.
— Во всяком случае уже сделали бы хороший задел на будущее. А технически несложно организовать так, чтобы в школу приходили одновременно не более трети детей — во избежание переполненности классов. В каких-то местах можно сейчас и на улице вести уроки. Я вот купил специальные доски с маркерами, чтобы поставить их на улицу, если погода позволит. Взять такую доску, поставить на расстоянии 6-7 парт на свежем воздухе, и риск заболеть будет минимальный.
— Над чем еще стоит подумать нашим органам образования в преддверии нового учебного года?
— Нужно думать о подготовке кадров для школ. Времени на раскачку у нас нет, нам нужны какие-то кадры в ближайшие два-три года. И второе — нам нужна законодательная база о финансировании образования. Сейчас любая инициатива любого директора школы чревата тем, что к нему придут и посадят.
— Почему?
Потому что он никогда не сможет объяснить молодому человеку из налогового ведомства или прокуратуры, почему покупал компьютеры у этой фирмы, а не у той. Потому что
проверяющий ничего не понимает, зато всегда будет подозревать в хищениях
Кроме того, сама организация образования должна быть совершенно другой. Все наши гороно должны помогать учителю, а не лишний раз проверять и мешать. Ничему меня ни районо, ни гороно научить не смогут. Например, они должны привозить методическую литературу, а не распределять материальные блага или проверять меня.
Я ни разу не слышал, чтобы какой-нибудь завгороно выступил перед министром и сказал, что обновленная программа по образованию плохая. Они этого даже не понимают.