Для начала профессию учителя следует сделать престижной и привлекательной. То есть повысить зарплаты, освободить от целой кучи несвойственных ему обязанностей и тому подобное. Затем надо отредактировать школьные программы, в которых слишком много лишнего. И наконец вплотную заняться подготовкой настоящих кадров.
— Архимед Мынбаевич, что происходило у нас со средним и начальным образованием последние 10-15 лет? Были ли изменения положительные, отрицательные или вообще никаких?
— До сих пор очень трудно оценить, в каком направлении образование движется последние 25 лет.
Казахстанцы все менее довольны качеством образования — официальные данные
Есть ряд серьезных вещей, которые правильно декларированы, диагностированы и может даже приняты верные решения. Но когда начинается реализация — это приводит к невероятно тяжелым результатам.
Приходят к нам, например, учителя математики устраиваться на работу, причем с красным дипломом. Ничего сверхсложного не спрашиваем. Просим, например, вычислить 40 процентов из 90 без калькулятора. Молчит.
Спрашиваем, каков квадратный корень из ста? Молчит
И у всех одинаковый ответ: «Агай, я в это время болел».
— Насчет квадратного корня из ста — это вы утрируете?
— Нет, я ничего не утрирую — именно так и было на самом деле. В свое время мы с коллегами пытались «выловить» хоть сколько-нибудь вменяемых студентов и в КазГУ, и в педагогических вузах. Их было совсем мало.
Молодежь мигрирует в Россию за образованием — эксперты
В Казахстане около 8 тыс. школ — кто будет там учить? Подавляющее большинство учителей предпенсионного и уже пенсионного возраста. Или вообще уже ушли. Больше 20 лет абитуриенты в педагогических вузах после окончания даже не собираются работать в школах. Вопрос недостатка кадров стоит уже давно — мы лет тридцать о нем говорим.
Примерно 15 лет назад в течение года встретился со 152 учителями казахского языка. Все они сами хорошо говорили. Но как только дело доходит до собственно обучения языку — они по степени сложности начинают из него делать чуть ли не китайский. В общем, среди этих полутора сотен я увидел только троих действительно классных.
Говорят, учителя должны проходить переподготовку. Но было бы у кого ее проходить! В 2017 году мы заплатили очень серьезные деньги, чтобы наши коллеги могли подучиться на курсах повышения квалификации. Но по-моему те, кто там преподавал, сами вообще нигде не учились. Одна такая «педагог» на полном серьезе (и я не преувеличиваю) говорила, что лягушка — это млекопитающее.
— Получается, что кадров уже нет не только в школах, но и в вузах тоже, по крайней мере педагогических.
— Совершенно верно. Сейчас в педагогические вузы даже поступают минимум в двадцать раз меньше абитуриентов, чем раньше.
Общество сделало эту профессию совершенно непрестижной и невостребованной
Я ни разу не слышал, чтобы кто-то возмущался, что педагоги метут улицы или обходят квартиры — в общем, занимаются не своим делом. Мне кажется, что обществу это особенно и не нужно… пока речь не заходит о собственных детях.
— А какая средняя зарплата у учителей в обычных школах?
— Приблизительно 70 тыс. тенге в месяц. Это вместе с надбавками. Три года назад у самого заслуженного учителя в республике ставка со всеми надбавками за весь его гигантский стаж равнялась 63 тыс. тенге. И еще вычитались налоги. Школы сами ищут возможность как-то поднять доходы. У них есть фонды, попечители — как-то увеличивают до 100-120 тысяч.
— Кто туда пойдет на такие деньги?
— Ситуацию можно поправить. Для этого надо сделать профессию привлекательной в финансовом смысле. Например, сельскому учителю поставить тысяч 300-330 в месяц. Плюс если ребенок выигрывает какие-нибудь олимпиады — повышать зарплату. И так далее. И
не надо заставлять учителей заниматься не своим делом
Уже несколько лет у нас идет пилотный проект подушевого финансирования образования в республике. Это означает, что высчитываются приблизительные нормативы на обучение одного ребенка, подсчитывается общая сумма и деньги выделяются какой-то школе. Идея неплохая. Но этот норматив — сумма около 200 тыс. тенге в год. А ее нужно увеличивать раз в 12.
https://365info.kz/2017/09/chem-otlichayutsya-shkoly-v-stranah-kazahstana-rossii-i-belarusi/
Если бы средств не было совсем, это понятно. Но у нас денег в республике хватает.
Вообще, если подойти к делу правильно, через пять, максимум семь лет мы можем показать впечатляющие результаты. Давно понятно, что если вы хотите сделать страну могучей, в первую очередь должны поднять начальное и среднее образование. Так показывает исторический опыт.
— Пять лет — срок на самом деле небольшой, оглянуться не успеете. Образование вообще должно обновляться каждые лет десять. В частности, школьные программы.
Зачем сейчас в таком безумном объеме давать математику?
У меня на механико-математическом факультете было меньше математики, чем сейчас в некоторых школах. То есть сегодня программы серьезно перегружены. Если посторонний человек просто возьмет и половину отрежет, то принесет значительно меньше вреда, чем есть сейчас.
Или русская литература. Ни у кого и в бреду не возникнет идеи убирать ее из школьной программы, но давайте менять содержание. Некрасов действительно великий русский поэт, но знакомиться с ним нужно не по «Кому на Руси жить хорошо» и «Железной дороге».
Полную версию интервью смотрите здесь