Нур-Султан
Сейчас
-12
Завтра
-22
USD
424
0.00
EUR
506
0.00
RUB
5.59
0.00

Карантин и дистанционное обучение обнажили минусы национального IT-менеджмента

8241
Шавкат Сабиров, фото с сайта radiotochka.kz

С 6 апреля школьники начнут новую учебную четверть в дистанционном режиме. То же самое предстоит студентам колледжей и вузов. Эксперимент решено проводить через американскую платформу Zoom. Однако из-за низкого качества интернета, а кое-где и из-за его полного отсутствия тысячи школьников останутся без знаний. Почему государство, активно занимаясь цифровизацией почти всех сфер жизнедеятельности, провалило эту работу в области образования?

С первого дня, как было объявлено о дистанционном образовании на весь остаток учебного года, в редакцию пишут жители села Бiрлiк Жамбылского района Алматинской области. Это в 70 километрах от Алматы. Дети этого небольшого аула на 50 домов ездили учиться в соседнее село на специально выделенных автобусах, так как в поселке работает только начальная школа.

Теперь, с переходом на дистанционное обучение, дети и вовсе окажутся без уроков — в населенном пункте отсутствует интернет

По поводу этой проблемы, а также отсутствия воды и газа, активисты поселка написали десятки обращений в областной акимат. Однако ни одна из существующих десятилетиями проблем не решена до сих пор. И таких населенных пунктов в Казахстане тысячи. Повод задуматься.

Президент Казахстанской Интернет-ассоциации Шавкат Сабиров говорит, что создание и содержание коммуникационной инфраструктуры в регионах страны — удовольствие слишком дорогое. Это под силу только национальному провайдеру «Казахтелеком». Что же будет представлять собой новая система обучения в условиях кризиса? Кто «положил» egov?

— Шавкат Умарович, сейчас всех школьников и их родителей заставляют устанавливать платформу zoom для видео-конференций. Работать школы будут через электронный журнал «Кунделик». Но обе программы, судя нарастающему трафику, или «виснут», или «лежат» совсем. Плюс, не во всех населенных пунктах Казахстана есть интернет. Чем все закончится?

— Победой. Если заглянуть в недавнее прошлое, когда «Кунделик» только начинался, было много критики и шума. Что не будет работать, что платформа российская, что не везде есть интернет. Со временем стали появляться новые претензии — то контент платный, то сертификации безопасности нет. Тем не менее за три года существования «Кунделик» состоялся, ежедневно его посещают миллионы пользователей. Сегодня это одно из самых красивых и правильных воплощений цифровизации. Аналогичных примеров с таким количеством пользователей и таким трафиком я не вижу.

Все сегодняшние проблемы «Кунделика» технические. Если он «падает» или «висит», все вопросы к инфраструктурным мощностям АО «Национальные информационные технологии» (НИТ)

«Кунделик» стал национальной площадкой, поэтому он стоит на балансе у государства. НИТ — государственная структура, как раз отвечающая за национальные цифровые информационные ресурсы. В подтверждение недостаточности мощностей НИТ мы видим проблемы с функционированием системы электронного правительства egov. Так что проблемы системные.

16 марта президент подписал указ о чрезвычайном положении в стране. Почти сразу же Нур-Султан и Алматы попали под карантин. Руководство НИТ должно было задуматься еще тогда, 16 марта.

Нормальный менеджмент любой IT-структуры, создающий какие-либо цифровые площадки для массового пользования, должен закладывать десятеричный запас прочности во время работы

И egov, и «Кунеделик» находятся на технологических площадках НИТ. Поэтому в кризисных условиях, как сейчас, было понятно, что трафик и на egov, и в «Кунделик» увеличится в разы.

С 16 марта у НИТ было достаточно времени, чтобы решить все проблемы. Нужно было работать в авральном режиме, а не выходить 3 апреля с объяснениями, что слишком большой наплыв пользователей.

Если не умеете работать в кризис, идите оператором call-центра в ЦОН или домой спать. Люди, отвечающие за государственные информационные площадки, обязаны уметь работать в кризис.

Когда делом не занимались

— Министерство образования тоже отличилось. Поставили всех перед фактом о дистанционном обучении, а технически этот вопрос не продумали.

— Действительно, надо было не разборки устраивать и перетягивание одеяла, а делом заниматься. Свою отечественную онлайн-платформу для видеоконференций ведь не создали.

Даже странно, почему никто не кричит, что zoom — это американская система, и мы всю информацию об учебном процессе отдали американцам

Про «Кунделик» тоже кричали, что это российская система и надо бы позаботиться о защите персональных данных. В этой ситуации, господа, надо либо крестик снять, либо штаны надеть. Если мы боремся за чистоту и все казахстанское, тогда надо делать свое. Но «Кунделик» хотя бы стоит у нас дома. А сейчас мы будем вынуждены работать с американским zoom и всю информацию об учебном процессе в Казахстане отдавать заграницу. Мы ведь будем отдавать не только наши картинки, семейные отношения, уровень достатка, но и персональные данные учащихся.

— Но ведь альтернативы нет.

— Никто и не старался ее найти. Просто необходимо сейчас в течение двух-трех недель найти оптимальное отечественное решение и в области работы с видео, и с хостингом видеоматериалов (не в Youtube), а также работы с текстовым контентом. Посмотрите как реализован проект «Яндекс.Учебники», очень просто и легко. Такие проекты в Казахстане создать могут уже десяток отечественных компаний.

Уязвимые места

— Кроме передачи персональных данных, какие еще уязвимые места у предложенной учащимся платформы видеоконференций?

— Основная проблема дистанционного обучения через zoom — «тяжесть» потока. И для безупречной работы этой платформы должен быть высокоскоростной интернет из Казахстана за рубеж. Весь этот «тяжелый» трафик будет проходить через зарубежные облачные сервисы.

Если пользователь проживает в крупном городе, где достаточно развита инфраструктура и интернет, zoom работает. Я со своим ребенком уже опробовал его в реальности. Например, Яндекс.Учебник дает и математику, и окружающий мир, и русский язык. Причем дает очень хорошо. Но этого мало.

Для регионов нужно искать альтернативу zoom. Особенно для населенных пунктов со слабым интернетом

Нужно искать и альтернативные платформы для образовательных целей, кроме видео. Так что шишек в этом учебном году мы набьем, это естественно. Сейчас карантин заставит нас оцифровать образование. Сколько уже можно только говорить и ничего не делать? Образованию надо давно работать с цифрой.

У нас, кстати, большое преимущество перед другими странами, потому что цифровизация за счет внедренного электронного правительства развита больше. Но с регионами беда. За их развитие и возможности отвечает исключительно национальный оператор «Казахтелеком».

Завтра наступило вчера

— Если нет стационарного интернета, только мобильный, zoom съест весь трафик. Так что мобильный интернет не панацея. Это дорого и ненадолго.

— Поскольку «тяжелый» zoom будет решать государственную задачу — участвовать в образовательном процессе, государство должно дать указания национальному оператору, чтобы он не тарифицировал пользование учебными платформами.

Пока мы не создадим что-то свое, ставка за трафик на образовательные ресурсы должна быть нулевая. А свое внутри страны, как известно, бесплатное

Что касается стационарного интернета в регионах, содержать инфраструктуру в каком-нибудь поселке в 500 километрах от Семея коммерчески невыгодно. Ни одному коммерсанту в здравом уме не придет в голову строить на этом бизнес. Это должен делать и делает только национальный провайдер «Казахтелеком». И за это получает субсидии от государства. Теперь перед ним стоит сложная задача.

— А почему мы говорим о будущих действиях «Казахтелекома», если все это нужно было сделать еще вчера?

— Хоть и плохая, но связь в регионах все-таки есть. Поэтому «Казахтелеком» в более выигрышном положении, нежели министерство образования. Есть, конечно, вещи, которые нужно делать каждый день, невзирая на кризис.

В кризис именно телекоммуникационная отрасль сегодня является локомотивом, который должен не просто работать, а летать, если речь идет об Интернете

После кризиса мы выйдем обновленными и многое сразу будет понятным.

Думаю, что текущая ситуация — яркий пример того, кто и как умеет работать. Люди сегодня ждут результата, а не очередных объяснений и ожиданий.
У нас же все как в той русской пословице: «Пока рак на горе не свистнет». Вот теперь и посмотрим на способности и возможности национальных IT-менеджеров.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter