Деловое издание Fortune утверждает, что самые эффективные меры выхода из кризиса были придуманы еще в прошлом веке.
Во многих странах есть экономические термины, которые по сути означают одно – экономическое чудо. Все они относятся к периоду 50-70-х годов прошлого века, когда страны восстанавливались после Второй мировой войны. Указанный период отличался сильным экономическим ростом. Так, в США экономика росла ежегодно на 4%, в Западной Европе – 5%, в Японии — на 8%.
Поскольку сейчас остро стоит вопрос, как восстановить мировую экономику, когда COVID-19 станет менее опасным, уроки истории могут быть уместны.
Для начала отметим, что после войны никаких экономических чудес не было. Успех обусловлен совместными действиями международных институтов, правительств и бизнеса.
Чудо в том, что эти
три сектора работали в одном направлении – высокий уровень открытости и повышение производительности труда
Несмотря на то, что 2020 год, охваченный COVID-19, во многом отличается от 1950-х, подобные сплоченные усилия необходимы и сегодня.
Роль частного сектора рассмотрим в следующей статье. В этой речь пойдет о работе международных организаций и государственного аппарата.
Глобальные проблемы нуждаются в глобальном внимании. Именно это в первую очередь признали послевоенные лидеры. Результатом стал акцент на либерализацию торговли товарами.
В школу — осенью 2021? Как мир ищет баланс между безопасностью и качеством образования
Сегодня приоритетом должна стать торговля услугами, которая растет гораздо быстрее, а поток цифровых данных еще быстрее. Чтобы соответствовать этой динамике, необходимо модернизировать глобальные институты.
Есть мнение, что к 2025 году дюжина технологий может создать стоимость в 33 триллиона долларов и способствовать следующему поколению инклюзивного роста. Среди них:
Для быстрого продвижения этих технологий необходимо разработать глобальные соглашения, обеспечивающие поток данных и услуг, включая стандарты цифрового налогообложения, конфиденциальности и безопасности.
https://365info.kz/2020/07/karantin-ne-pomeha-banki-obnovlyayut-rekordy-po-pribyli
Без глобальной системы регулирование будет фрагментировано, что повышает расходы и вызывает раздражение у политиков и населения. Это подтверждают продолжающиеся споры о цифровых налогах и конфиденциальности.
Это можно сделать через существующие институты, такие как Всемирная торговая организация (преемник ГАТТ, послевоенной торговой организации). Но возможно, имеет смысл начать с нуля, учитывая связанные с этим специфические проблемы.
Во-вторых, международное агентство может адаптировать лучшие практики национальных правительств таких стран, как Великобритания, Дания и Южная Корея, которые успешнее других внедряют цифровые услуги. И при этом гарантируют права своих граждан на неприкосновенность частной жизни и безопасность личных данных.
Сейчас во многих странах растет недоверие к сложившимся госинститутам. Так было и в начале 1950-х. Чтобы повысить доверие, послевоенные правительства на деле показали, что серьезно настроены адаптировать социальную политику к современным реалиям.
Они обеспечили более эффективную охрану труда, снизили расходы на жилье и создали рабочие места.
Казахстанцы придумают свой путь развития, если государство не будет мешать — экономист
В наше время социальная политика, связанная с работой, безработицей и поддержкой доходов, изменилась не очень сильно. Просто изменились обстоятельства вокруг этих вопросов.
Правительства Австралии, Франции и нескольких американских штатов рассматривают или уже приняли закон, который распространяет страхование по безработице на независимых подрядчиков. Другие страны и штаты позволяют людям получать пособие, если они работают неполный день.
Правительство Германии меняет законы о зонировании, поощряя строительство более дешевого жилья.
Сделать выгоды переносимыми, то есть привязанными к отдельным лицам, а не к рабочим местам, это еще один вариант.
Фонд Black Car штата Нью-Йорк предоставляет работникам компенсацию за проезд на такси из дома до работы и обратно.
Это лишь некоторые из многих идей усиления социальной политики и поддержке доходов населения, с которыми экспериментируют государства. То есть существует много вариантов для изучения. Роль правительств состоит в том, чтобы выявлять лучшие идеи, проверять их, а затем расширять или отбрасывать.
Инклюзивного роста не может быть без экономического. Это означает, что производительность труда тоже должна возрасти. После второй мировой это было заметно. Однако позже и до сегодняшнего времени рост был крайне слабым. Особенно в большинстве стран с развитой экономикой.
Существуют проверенные «догоняющие» подходы, такие как сокращение бюрократических барьеров, препятствующих открытию, развитию и закрытию бизнеса. Здесь же либерализация рынков труда.
О чем все молчат: причины падения экономики Казахстана
Другой способ повысить производительность — «раздвинуть границу» инноваций и технологий. И это требует уже поддерживающего регулирования. Доказательства налицо — в отраслях с сильной конкуренцией наблюдается более высокий рост производительности.
В дополнение к обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства правительства должны пересмотреть политику, которая подавляет конкуренцию.
Например,
субсидии, которые благоприятствуют действующим компаниям, или требования лицензирования, которые не допускают новых участников
Новейшая история Швеции показывает преимущества сильной политики в области конкуренции. В начале 1990-х медленно растущая Швеция столкнулась с экономическим кризисом. Вот что страна сделала в ответ:
И это сработало. С 1995 по 2011 гг. в Швеции был отмечен самый высокий рост производительности среди всех развитых стран. Ускорился экономический рост, резко выросли занятость в частном секторе и индивидуальные доходы населения.
Наконец, послевоенные правительства инвестировали в людей, расширяя доступ к медицинской помощи. Сегодня инвестиции в здравоохранение — это инвестиции в рост с предполагаемой доходностью от 2 до 4 долларов на каждый потраченный доллар.
Помимо очевидных преимуществ для людей, это позволит большему количеству работать дольше и продуктивнее. Только в Соединенных Штатах отсроченный выход на пенсию может добавить 675 млн рабочих часов в неделю. Это важно в условиях медленного роста рабочей силы.
Меры, которые обеспечивают наибольшую пользу, включают отказ от курения, контроль веса, безопасность дорожного движения,
развитие доступного массового спорта, профилактику хронических заболеваний, улучшение экологии и так далее
Дорого? Может быть.
Но по оценкам Глобального института McKinsey, повышение «эффективности оказания медицинской помощи может более чем окупить необходимые дополнительные расходы».
COVID-19 показал прямую связь между здоровьем и экономикой и предоставляет важный момент для сброса приоритетов.