Экономист Петр Своик на цифрах объяснил, что нынешнее, и возможно, ближайшее будущее состояние отечественной экономики никак не связано с коронавирусом.
В статье на ресурсе Информационно-аналитического центра Петр Своик пишет сразу о двух онлайн дискуссиях на тему «радикальная реформа экономики». По его мнению, они помогают осознать, что происходит в стране и чего ожидать далее. И это понимание приходит не потому что мы слышим конкретные цифры, сценарии и меры. Совсем наоборот — потому что звучат только обтекаемые фразы.
Главная ценность этих онлайн-мероприятий – состав участников. Казахстанские и зарубежные эксперты — лучшие в своем классе. Практически идеальный набор. Можно сказать, что все они ровесники нынешней экономической модели.
Дистанционное образование ударило по легкой промышленности — эксперт
Выросшие в ней профессионально и статусно. Никто из спикеров не связан, мешающей выражать собственное мнение официальной должностью, но одновременно все плотно вставлены во властную и бизнес-среду.
Общие тезисы с обеих дискуссий:
А еще эксперты дружно констатировали, что
банковская система Казахстана и Национальный банк конкретно своего предназначения не исполняют
Политику ведут неправильную, решению кризисных проблем не только не способствуют, но и сами являются едва ли не главной проблемой.
Никто даже не попытался сделать заявку на общее видение антикризисной политики и тем более нового экономического курса. Наоборот, эксперты явно уклонялись от такой роли, ограничиваясь в лучшем случае отдельными пожеланиями.
К примеру, все согласились, что правительственные кадры надо решительно обновлять. И брать их нужно из бизнеса. Но как же быть с новым курсом? Ведь если топовые экономисты Казахстана оставили нас в тревожной неопределенности, что ждать от стратегов из правительства?
Дефицит лекарств начался в мае: импорт медикаментов сократился на 30%
И вот наш ответ: как лицом к лицу лица не увидать, так и дефекты политико-экономической конструкции, находясь внутри нее, не разглядеть.
Нам же с вами ничто не мешает посмотреть в глаза реальным вызовам. Тем более, что все перечисленные экспертами проблемы пришли к нам не с коронавирусом и падением мировых нефтяных цен, а на несколько лет раньше. И
зафиксированы они уже тогда, вместе со стратегией преодоления, ни кем-нибудь, а высшим государственным руководством
Май 2015 года. Президентский «План нации – сто конкретных шагов». Позади украинский майдан, мировые цены на нефть упали вдвое, российский рубль потерял половину стоимости, тенге под сильнейшим давлением, казахстанские производители в шоке.
В марте уже прошли досрочные перевыборы президента Назарбаева, а в августе грянет девальвация тенге. И в каком же направлении были устремлены сто конкретных шагов?
Все они были расписаны по пяти институциональным реформам:
А теперь наложим вся пять целей на то, что со знанием дела зафиксировали наши эксперты. На то, чем кипит Казнет и о чем говорит президент Токаев.
Не находите, что совпадение стопроцентное?
Только не в смысле прогресса, а как раз регресса. Причем по всем пяти правильно сформулированным и насущным уже тогда институциональным реформам.
Надо было прийти коронавирусу, чтобы во всей полноте выявилось движение вспять качества экономики и государственного управления. Осталось понять – почему. Ведь и президент, и правительство, несомненно, старались достичь запланированных целей.
Мы никогда не найдем верный ответ, если не признаем вслух:
обостренные коронакризисом и доведенные им до всеобщей очевидности недостатки казахстанской экономики и связанной с нею системы власти это никакие не недостатки.
Это как раз
системные основы такого периферийно-вывозного типа экономики
Президент Назарбаев в свое время дал четкую установку – сначала экономика, потом политика. Это на самом деле так и есть.
Силою объективных обстоятельств Казахстан был вписан в мировой рынок через отданный иностранцам экспорт сырья и импорт готовых товаров, импорт иностранных кредитов и инвестиций с экспортом доходов от них.
И именно под такую «вывозную» схему, не допускающую появления ресурсов для внутреннего развития, сформировалась система госуправления, которая нуждается в «управляемом» правосудии и бюрократическом аппарате.
Попробуем диагностировать экономику нашей страны, взяв за основу данные прошлого года — еще благополучного по пандемии и нефтяным ценам.
Примерно такие показатели были и в 2010-2011 годах.
https://365info.kz/2020/07/lollar-stanet-deshevle-a-tsena-na-neft-vyrastet-prognozy-ekspertov
То есть сырьевой локомотив попросту потерял ход. Возможности наращивания физических объемов добычи исчерпаны, а мировые цены давят не вверх, а вниз.
Идем дальше:
И еще: вынос валюты с импортом забирает более трех четвертей экспортной выручки. И это даже не заполнение китайскими, российскими, турецкими и прочими товарами потребительского рынка. Это обеспечение эксплуатационных и инвестиционных потребностей тех же сырьевых экспортеров.
То есть основная
внешне ориентированная часть экономики Казахстана как минимум на три четверти работает сама на себя по схеме «вход-выход»
Сама же страна от такой сквозной схемы имеет некоторое количество (не более 15-20% от трудоспособного населения) рабочих мест с относительно неплохой зарплатой. Другое дело, вписанная в «вывозную» схему компрадорская верхушка, имеющая свою долю в «иностранном» инвестировании и кредитовании, там ежегодный счет идет на миллиарды.
При уже указанных величинах экспорта-импорта прошлого года по строке «баланс первичных доходов» (доходы тех самых инвесторов и кредиторов) из Казахстана официально выведено $21,8 млрд. Общий счет текущих операций принес по году дефицит $5,5 млрд.
Вот вам и концы с концами: против $65 млрд экспортной сырьевой выручки $49 млрд «сквозных» расходов на импорт, да еще отдай почти $22 млрд кредиторам и «инвесторам».
Плюсы и минусы Национального фонда благосостояния
Почему так много? Потому что на накопленные к концу прошлого года $91 млрд резервов Нацбанка и активов Национального фонда экономика Казахстана набрала внешний долг величиной $158 млрд, а международная инвестиционная позиция нашей страны опустилась в минус до $63 млрд.
В XXI веке уже не принято пользоваться определением «колониализм», но вообще-то более точного определения нынешней схемы внешней эксплуатации природных и человеческих ресурсов нашей страны не подберешь. В любом случае имеем затягивающуюся петлю внешних обязательств, душащую нашу экономику и без коронавируса.
И заключительный «рентген» насчет уже человеческих ресурсов. По статотчету за тот же 2019 год доля оплаты труда в ВВП составила чуть более 30%. И это почти вдвое ниже того, что необходимо для экономической и социальной устойчивости.
Мало того, если брать по отчету ЕНПФ, куда идут все отчисления от легально работающих, доля «белой» зарплаты в Казахстане лишь 14,4% ВВП.
То есть
нынешняя экономическая модель обеспечивает только 48% структурной занятости отнюдь не многочисленного населения Казахстана
Остальные 52% – структурная безработица, прикрываемая термином «самозанятость».
Итак, в отличие от сидящих внутри такой модели экспертов, мы с вами не только перечислили основные, на фоне коронавируса, болезненные проявления казахстанской политико-экономической системы, но и поставили диагноз.
А правильный диагноз – уже половина лечения.