Пока отечественная валюта немного укрепилась, но этот период укрепления может вскоре завершиться.
Среди факторов, способных снова серьезно ослабить тенге —
Об этом написал экономист Олжас Тулеуов в своем телеграм-канале Tengenomika. Правда, в ближайшей перспективе таких потрясений не ожидается, но осенью может начаться.
Сначала Тулеуов отметил, что с конца апреля по начало июня биржевой курс доллара снизился почти на 5%,
опустившись ниже психологической отметки в 410 тенге за доллар США
По мнению экономиста, это получилось в результате нескольких факторов — «от глобальных до региональных и внутристрановых».
Курс тенге, коронавирус и падение цен на нефть — что общего?
— Частичное ослабление и полное снятие режима коронавирусного карантина во многих странах, удачные попытки создать вакцину от COVID-19 способствовали некоторому
оживлению экономической активности в мире и восстановлению спроса на энергоносители,
— отметил эксперт.
Также он напомнил, что участники ОПЕК сократили добычу нефти. Это помогло нефтяным ценам стабилизироваться. Так что участники рынка полны позитивных ожиданий. В итоге Brent в узком диапазоне 37-38 долларов за баррель, «что в два раза выше котировок с середины апреля».
Валюты развивающихся стран больше не зависят от нефти
— Максимально стимулирующая монетарная политика (активное снижение процентных ставок и расширение балансов) ведущих мировых центробанков увеличило глобальное предложение резервных валют, увеличивая риск-аппетит участников рынка и усиливая спрос инвесторов на активы развивающихся стран, — добавил Тулеуов.
С середины мая прошло наиболее ощутимое укрепление тенге к доллару. Экономист связывает это с ростом внутреннего валютного предложения, поскольку наступила квартальная налоговая неделя.
— При этом по мере завершения налоговой недели в Казахстане наблюдался пик налоговых выплат в России, что также через снижение USD/RUB оказало дополнительно позитивное влияние на снижение USD/KZT. Так, по итогам пятничных торгов на Мосбирже по завершению налоговых конвертаций USD/RUB снизился до 69-70 – минимума с середины марта. Это в основном и стало главной причиной сегодняшнего укрепления тенге к доллару до 408-409, — считает Тулеуов.
Далее он перечислил факторы, которые могут снова обрушить отечественную валюту. И начал опять с нефтяных цен.
— По данным ОПЕК, за первый месяц действия нового соглашения ОПЕК++ страны-участницы договора выполнили свои обязательства на 74%. При этом существуют опасения о нарушении условий соглашения ОПЕК++ рядом стран-участниц в виду того, что некоторым из них требуется умеренно восстановить добычу. В первую очередь
речь идет об определенных разногласиях в отношениях между Россией и Саудовской Аравией,
— отметил Тулеуов.
Россия предполагает ограниченно нарастить добычу с июля. Хотя Саудовская Аравия сократила ее сверх принятых обязательств.
— Если подобная конфронтация продолжится, вероятно, на встрече стран ОПЕК++, которая может пройти уже 4-5 июня вместо запланированной ранее на 9-10 июня,
повторится сценарий, который произошел в Вене 5-6 марта, и котировки нефти могут вновь устремиться вниз,
— считает Тулеуов.
По его мнению, спрос на валюту в стране усилится также из-за открытия границ и наступления сезона отпусков. Это будет способствовать умеренному ослаблению тенге до самой осени.
Хотя многие экономисты не согласны, что спрос физических лиц может серьезно влиять на курс.
Следующий фактор, по мнению Тулеуова, это разногласия между Китаем и США. Особенно если учесть попытки Трампа «назначить» китайцев виновными в пандемии коронавируса. Эта напряженность может вызвать «новый виток торговой войны». Что в свою очередь отразится на всех развивающихся рынках и усилит отток спекулятивного капитала.
США расширили фронт торговой войны — теперь среди врагов Бразилия и Аргентина
Не стоит забывать и о возможности новой волны пандемии.
— В этих условиях возможен новый спад глобального спроса на энергоносители и соответствующее падение котировок нефти, — уточнил Тулеуов.
Однако краткосрочный прогноз эксперта вполне позитивен. В первой декаде июня высока вероятность укрепления тенге. Хотя до каких именно пределов, экономист прогнозировать не стал.