Дональд Трамп заявил, что девальвация национальных валют некоторыми странами негативно отражается на американских фермерах.
Вернувшись с длинных выходных Дня благодарения, президент США нанес очередной удар мировой экономике. В своем твиттере Трамп заявил, что США введут тарифы на сталь и алюминий для Бразилии и Аргентины. Причина в «массовой девальвацией своих валют, что плохо для американских фермеров».
«Поэтому я восстановлю тарифы на всю сталь и алюминий, которые поставляются в США из этих стран», — написал Трамп.
При этом добавив, что хотел бы, чтобы Федеральная резервная система США действовала так,
«чтобы страны, которые не пользуются нашим сильным долларом, продолжали падать в пропасть, девальвируя свою валюту».
Решение президента США расширить фронт торговой войны несколько неожиданно. Весной 2018 администрация Трампа установила 25% тарифов на сталь и 10% на алюминий для множества торговых партнеров, включая Европейский Союз, Мексику и Канаду (позже эти тарифы были сняты с Канады и Мексики как часть соглашения USMCA).
Первоначально администрация Трампа угрожала и другим торговым партнерам — включая Бразилию и Аргентину — теми же тарифами, но в конечном итоге пошла на компромисс. Вместо тарифов США ограничили импорт стали и алюминия квотами.
Тем не менее, по данным CNN, после Канады Бразилия в начале 2019 года поставляла больше всего стали в США. В 2018 ее экспорт туда составил $2,6 млрд. Аргентина не такой крупный поставщик — всего $700 млн, пишет Washington Post.
Трамп в своем твите обвинил Бразилию и Аргентину в «массовой девальвации» своих валют. Но обе эти страны имеют дело со своими собственными экономическими проблемами, не связанными с курсом доллара.
По крайней мере, по данным департамента казначейства Трампа, по состоянию на май 2019 ни Бразилия, ни Аргентина не были в списке стран, требующих более пристального внимания к своей валютной практике. С тех пор ситуация с нацвалютой в этих странах практически не изменилась. Поэтому логично предположить, что решение Трампа продиктовано совсем другими мотивами.
Дело в том, что
Бразилия и Аргентина получили свои дивиденды от торговой войны США и Китая
В настоящее время Бразилия является крупнейшим поставщиком сои в Китай. Аргентина также заключила соглашение на экспорт этого продукта (в основном корма для животных) в Китай. Но учитывая нестабильность китайско-американских переговоров и давление, которое они оказывают на мировую экономику, неясно, насколько глубокими или долгосрочными будут такие выгоды для любой из стран.
Более того, новый президент Бразилии Джейр Болсонаро ведет явную проамериканскую политику. Он укрепил отношения с администрацией Трампа. При этом сам президент США недавно рассуждал, что договор о свободной торговле между США и Бразилией возможен.
Буквально на прошлой неделе министр экономики Бразилии Пол Гедес провел ряд встреч с представителями торговли США, в том числе с министром финансов Стивом Мнучином. В преддверии этих встреч Гедес заявил, что Вашингтону нравится экономическая политика администрации Болсонаро.
Комментируя твит Трампа агентству Reuters, президент Бразилии сказал, что у него есть «открытый канал» с Трампом, и что он позвонит ему, чтобы обсудить заявление.
«Наша экономика основана на товарах. Это то, что у нас есть», — добавил президент Бразилии. «Я надеюсь, он понимает и что он не наказывает нас этим. Я почти уверен, что он нас послушает».
Тем временем в Аргентине происходит смена власти. Президент Макри покидает свой пост, 10 декабря его сменит Альберто Фернандес.
Таким образом, заявление Трампа определенно звучит в неподходящий момент как для относительно нового президента Бразилии (особенно с учетом того, что Болсонаро рекламировал более тесные торговые связи с США), так и для приходящей администрации Аргентины.
Происходит это в неурочное время и для самого Трампа, поскольку сейчас американский лидер пытается разрешить давний торговый спор с Пекином.
США и Китай заявили, что они достигли «первой фазы» торговой сделки в октябре, но условия по-прежнему неясны, а соглашение до сих пор официально не подписано. Даже не ясно, произойдет ли это до конца года, а протесты в Гонконге в последнее время могут еще больше обострить отношения. Особенно с учетом
гонконгского законодательства о правах человека, подписанное Трампом на днях.
Однако
американский бизнес уже давно высказывает претензии своему президенту,
поскольку торговая война Трампа с Китаем навредила многим американским производителям и фермерам. В более широком смысле размолвка между двумя державами сотрясла всю мировую экономику. Кроме того, Трамп все еще не решил торговый конфликт с Евросоюзом.
И теперь он намерен вступить в год своих перевыборов, добавив еще больше нестабильности американской экономике. Ведь ответные меры Бразилии и Аргентины ударят не в последнюю очередь по американским предприятиям.