Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
26
USD
413
0.00
EUR
466
0.00
RUB
5.79
0.00

Текущая модель экономики достигла своего потолка — нужны перемены

40626
ca-portal.ru

Развитие устойчивой экономической системы всегда являлось приоритетом государственной политики Казахстана. С момента обретения независимости в ее формировании были достигнуты определенные успехи в индустриализации, развитии бизнеса, привлечении инвестиций и поддержке экспорта.

Однако текущая модель отраслевого роста достигла своих пределов и попала в «ловушку среднего дохода».

Недостаточная диверсификация и низкая производительность экономики обуславливают нестабильный рост доходов большинства граждан,

сохранение безработицы и вынужденную низкодоходную самозанятость.

Курс тенге: в ближайший год серьезных изменений не будет — эксперты

Сегодня формирование экономической политики должно быть ориентировано в первую очередь на создание новых возможностей для граждан. То есть увеличение собственных доходов за счет повышения производительности труда, развитие новых высокопродуктивных секторов, переход от низкодоходных к более доходным сложным видам деятельности.

Немаловажную роль играют и условия для создания и расширения собственного бизнеса, готовность к постоянным изменениям и дистанционной работе. Для этого необходимо реализовать ряд взаимосвязанных стратегических инициатив.

Какие направления экономической диверсификации считаются актуальными для Казахстана?

Как эти инициативы помогут создать устойчивую и развитую экономическую систему страны?

На эти вопросы ответили эксперты Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Гульбану Пазылхаирова, Сабит Суханов, национальные эксперты Санжар Кеттебеков, Алибек Қабылбай, представители международной консалтинговой компании Whiteshield Partners – Ернат Бердигулов, Ернар Джаркешев, а также международные эксперты Фади Фара (Дубай), О’Салливан (Великобритания).

Основные вызовы

— Экономическое развитие Казахстана является объектом дискуссий ведущих экспертов. В чем, по вашему мнению, заключаются ключевые вызовы экономического развития страны?

— За последние 10 лет рост ВВП Казахстана был достаточно динамичным, страна вошла в число стран с доходом выше среднего. Но несмотря на то, что в 2000-х годах во время нефтяного бума доходы в Казахстане выросли десятикратно, экономическая модель, основанная на природных ресурсах, продемонстрировала свои ограничения.

В настоящее время страна проявляет все признаки нахождения в «ловушке среднего дохода». Рост ВВП Казахстана весьма волатилен.

В среднем темпы экономического роста составили 4,2% за последние 10 лет с резким спадом в 2015-2016 годы после снижения цен на нефть и последующей девальвации.

Более 14% ВВП и около 80% экспорта напрямую зависят от природных ресурсов, что представляет существенные вызовы для экономики

Другая структурная проблема для экономики – низкая производительность труда.

С середины 2000-х годов Казахстан столкнулся с проблемой ее снижения. Вклад роста производительности составил 6-10% к экономическому росту в начале 2000-х годов, но затем в течение двух лет произошел резкий спад, предшествовавших финансовому кризису 2007-2008 годов.

С тех пор совокупная факторная производительность (СФП) так полностью и не восстановилась, оставаясь фундаментальной проблемой,

которую предстоит решить Казахстану.

Кроме того, теневая экономика остаётся важным барьером на пути продвижения вверх по стоимостной цепочке роста секторов рыночных товаров и услуг. Ее размер оценивается в среднем на уровне 30-40% от ВВП, а в некоторых основных секторах – розничной торговле и сельском хозяйстве — доходит до 50%.

Теневая экономика обеспечивает население занятостью низкого качества, снижая также производственные стандарты, необходимые для становления Казахстана в качестве глобального игрока.

Приоритеты в развитии

Какие приоритетные направления должны быть определены для снижения негативных эффектов на экономику и стимулирования устойчивого роста?

— В первую очередь экономическая и отраслевая политики должны быть ориентированы на рост благосостояния граждан. Для этого необходимо

в среднесрочном периоде придать новый импульс развитию базовых и новых секторов экономики, а также осуществить системные преобразования в экономической политике

В частности, необходимо реализовать меры по усилению индустриализации страны — развитию обрабатывающих производств, повышению производительности агропромышленного комплекса, ускоренному развитию секторов, основанных на знаниях, а также реализовать меры по кардинальному улучшению предпринимательских институтов.

Усиление индустриализации

— Экспортоориентированная индустриализация страны с акцентом на развитие производства продукции высоких переделов является одной из ключевых задач, обеспечивающих диверсификацию экономики.

Для этой цели правительством РК в прошлом году принята Государственная программа индустриально-инновационного развития на период с 2020 по 2025 годы. Вместе с тем текущая программа индустриализации остается недофинансированной.

При этом

банковский сектор не является основным каналом доступного кредитования обрабатывающих производств

В этой связи требуется принятие кардинальных решений по реформированию денежно-кредитной политики, обеспечивающей опережающей рост капитальных инвестиций, доступный капитал для реальных производств.

Кроме того, в настоящее время формирование индустриальной политики фрагментировано между различными госорганами. В то же время индустриализация требует очень четкой целенаправленной координации на уровне конкретных отраслей.

Ущерб от дистанционного обучения в условиях карантина: $10 трлн

Поэтому как один из вариантов мы предлагаем обеспечить синхронизацию в рамках специального координационного органа по индустриализации страны по аналогии с азиатскими странами.

Следует отметить, что в условиях кризисных явлений каждое из государств мира старается по максимуму использовать собственные внутренние возможности.

В нашей стране в период посткризисного восстановления целесообразно

  • более активно использовать закупки крупных недропользователей и национальных компаний,
  • пересмотреть подходы для большего вовлечения казахстанского бизнеса в этот процесс.

В этой связи рекомендуется применить комплексный подход по развитию местных поставщиков. Когда крупные компании, с одной стороны, оказывают поддержку в заключении долгосрочных контрактов на определенных условиях, а с другой — национальные и международные институты развития оказывают всестороннее содействие местным компаниям в виде льготного финансирования и усиления компетенций.

При этом данный механизм нужно рассматривать как рычаг для создания экспортных производств, инструмент интеграции казахстанских компаний в международные цепочки добавленной стоимости.

Иностранные инвестиции частникам

Немаловажным вопросом является привлечение иностранных инвестиций в несырьевой сектор. Как правило, меры по привлечению иностранных инвестиций предпринимаются государственными органами путем организации коммуникационных мероприятий за рубежом и внутри страны.

Отечественные компании участвуют в этих мероприятиях, но не занимают здесь ведущую роль. Рекомендуется изменить подход –

акцентировать ресурсы на частных компаниях как главных агентах привлечения иностранных инвестиций,

лучше разбирающихся в своих отраслях и рынках.

В целом правительству требуется фокусировка усилий на технологичных секторах обрабатывающей промышленности, синхронизации различных госполитик — от финансовой до образовательной — для целей индустриализации.

Интенсификация АПК

— Потенциал агропромышленного комплекса остается нереализованным. Отрасль характеризуется низкой производительностью, в ней задействовано порядка 13,4% трудоспособного населения.

АПК может обеспечить заметный дополнительный рост экспорта помимо обеспечения внутренней потребности в продовольствии. Для этого в первую очередь

необходимо обеспечить переход АПК на индустриальный вектор развития, увеличить производительность отрасли, усилить агронауку,

обеспечить качество и стандарты в соответствии с требованиями иностранных рынков.

В частности, рекомендуется рассмотреть внедрение якорной кооперации, которая основывается на тесном взаимодействии крупных компаний – отраслевых лидеров — с малыми сельхозпроизводителями.

В рамках данной модели последние становятся частью торгово-производственных цепочек крупных компаний, которые обладают технологиями, налаженными каналами сбыта, необходимыми мощностями переработки и т. д. Таким образом достигается эффект масштаба, эффективность производства и качество продукции.

Пересмотр государственных мер

Рекомендуется преобразование системы государственной поддержки агробизнеса, обеспечивающей долгосрочную стабильность и неизменность условий.

Среди механизмов необходимо предусмотреть переход от прямых субсидий к более эффективным мерам финансового стимулирования — льготному финансированию капитальных вложений, предоставлению гарантий, страхованию урожая и гарантиям выкупа продукции.

С учетом кризисных явлений необходимо применение новых механизмов поддержки, таких как, например, беззалоговое или грантовое финансирование. Одним из приоритетов должно стать недопущение роста необоснованных издержек сельхозбизнеса и внедрение оптимизированного налогообложения.

Для минимизации неиспользованных сельскохозяйственных площадей требуется облегчение доступа к сельскохозяйственным землям. Государству необходимо подготовить массивы земель, включая инфраструктуру, дороги и другие составляющие для последующей выдачи гражданам в целях сельскохозяйственного производства.

Логистика

— Казахстан имеет значительный транзитный потенциал. Нынешние правительственные инициативы подчеркивают приоритетность инвестиций в инфраструктуру, поддерживающую внутренние и транзитные перевозки.

Хотя инфраструктура, безусловно, имеет важное значение для развития грузоперевозок, не менее важно и ее «мягкое» направление — стандартизация и автоматизация таможенных процедур, внедрение клиентоориентированного подхода через постоянный анализ рынка и выявление потребностей клиентов,

создание буферных зон и освобождение от НДС транзитного грузопотока

Сектор креативной экономики

— Поступательное развитие постиндустриальной экономики является необходимым условием диверсификации экономики Казахстана, возможностью для создания рабочих мест и предпринимательства.

В частности, рекомендуется сфокусировать меры на становлении секторов, основанных на знаниях, изобретательности и творчестве. К ним прежде всего относятся наука и инновации, креативные (творческие) индустрии (дизайн, искусство, медиа и т. д.), квалифицированные профессиональные услуги (инжиниринг, бизнес-администрирование, консалтинг и другие).

Стержнем постиндустриальной экономики является наука и образование. Здесь необходимо реализовать ряд ключевых реформ, обеспечивающих перезагрузку национальной инновационной системы.

Они включают увеличение объема финансирования науки, подготовку качественных инженерных кадров, изменение законодательства, позволяющее беспрепятственное внедрение инноваций, пересмотр механизмов выдачи грантов, обеспечение тесной связки реального сектора и науки.

Необходимо придать импульс развитию креативных (творческих) индустрий, заниматься целенаправленно этой областью как одним из направлений диверсификации экономики и создания рабочих мест.

Важно сделать это направление массовым, реализовав комплекс мер, включая развитие навыков среди различных сегментов общества, продвижение креативных предпринимателей, создание специализированной креативной инфраструктуры в виде арт-пространств, специальную финансовую поддержку предпринимателей и многое другое.

Улучшение предпринимательских институтов

— Для развития устойчивого частного сектора необходимо предпринять кардинальные меры по улучшению предпринимательской среды. Роль МСБ должна кардинально повыситься в экономике до уровня 50-60% к ВВП от текущего уровня в 29%.

В первую очередь необходимо обеспечить справедливую конкуренцию и демонополизацию во всех отраслях экономики, усилить судебную систему в части защиты прав предпринимателей.

Во-вторых, требуется заметно улучшить клиентоориентированность государственных функций по обслуживанию малого и среднего бизнеса.

Одним из решений является расширение функций центров обслуживания предпринимателей, включая следующие компоненты: полное сопровождение рассмотрения заявок на финансирование институтами развития, получение разрешений, сертификатов и других документов регуляторного и административного характера, обучение и консультации по ведению бизнеса (налогообложение, юридическое сопровождение, бухгалтерский учет, нормы и правила и др.).

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter