Пандемия коронавируса «освободила» школьников и студентов всего мира от занятий в привычном виде. Чем это обернется для молодых людей, да и вообще для всей глобальной экономики?
Этими вопросами задаются эксперты американского образовательного портала Brookings. И выводы их, мягко говоря, не слишком оптимистичны.
В середине апреля ЮНЕСКО сообщила о закрытии школ и университетов в 192 странах мира. Эта «антивирусная» мера затронула более 90% всех учащихся планеты — 1,6 млрд детей, подростков и молодых людей. Как долго будут закрыты школы, как это отразится на учебе студентов и в особенности на учащихся из самых уязвимых и бедных слоев, сказать сложно. Здесь две основные переменные: первая — могут ли переболевшие COVID-19 заразиться повторно; вторая — как долго еще ждать появления эффективной вакцины.
Но уже сейчас понятно, что значительный период обучения потерян, и вряд ли эту потерю удастся возместить. Пробелы в образовании влекут потери для детей в будущем. В первую очередь — в плане экономических выгод и возможности дополнительных заработков.
Пример из истории:
люди, потерявшие возможность учиться во время Второй мировой войны, испытывали трудности еще 40 лет после ее окончания
Естественно, такие вещи накладывают отпечаток не только на индивидуумов. Образовательный кризис сегодня грозит значимыми последствиями для общества завтра.
Держа в уме эту гипотезу, авторы статьи выявили предварительные данные для оценки прогнозируемых потерь от закрытия школ. По мнению экспертов, их подсчеты — отправная точка, которая поможет правительствам делать более осознанный выбор при закрытии школ. Или даже начать международные переговоры по смягчению спада в глобальной экономике.
«Представляя эти результаты, мы подчеркиваем их статус как начало, а не кульминацию аналитического процесса. Мы выдвинули сложные вещи: неравномерное качество обучения, различия в обеспечении эффективного дистанционного обучения и др. В общем, любые факторы, которые могут возникнуть у некоторых детей, в том числе даже необходимость найти работу, чтобы помочь поддержать свои семьи. Вероятно, есть еще что-то, что мы еще не учли, но ожидаем, что другие укажут это в ходе дискуссии. На данный момент мы просто стремимся привлечь внимание к тем потерям, которые уже несут молодые люди», — подчеркивают исследователи.
Итак, по их подсчетам,
каждый дополнительный год обучения равняется 10% дополнительного дохода в будущем
Соответственно, подсчитывается количество месяцев закрытия учебных заведения для суммирования будущих потерь.
Если страна X закроет школы и университеты на четыре месяца, потеря предельных будущих доходов будет составлять 2,5% в год в течение трудовой жизни студента. В качестве примера приводятся США с их 76 млн студентов, средним 45-летним стажем работы и среднегодовым доходом в 53,5 тыс. долларов.
Даже исходя из беглых подсчетов, получается, что один американский студент будет терять в год 1 337 долларов. Вроде бы потери не столь велики, но если считать в масштабах всей страны…
Беря в расчет эту модель, четыре потерянных месяца образования в будущем обойдутся США в 2,5 трлн долларов, а это 12,7% ВВП
Картина печальная, если экстраполировать ее на глобальный уровень. С учетом того, что экономика США составляет около четверти мирового объема производства. Получается, что в результате закрытия школ и из-за поколения, которое сейчас осталось без учебы, сегодня мир может потерять до 10 трлн долларов.
Исследователи подчеркивают, что эти данные предварительные, а модель очень упрощенная. Однако даже по ней видно, что само по себе ничего не разрешится, а воздействие пандемии на детей и молодежь примет характер затяжного кризиса. Кроме того, есть еще три важнейших вопроса.
Авторы статьи предостерегают правительства от опрометчивых экспериментов с образованием в условиях пандемии. Масштаб уже накопленного экономического ущерба ясно указывает на крайнюю осторожность, с которой должны приниматься политические решения.