Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Молодежная политика финансируется достаточно, но нужно менять подход к оценке эффективности – эксперт

190
Фото: strategy2050.kz

Современная молодежная политика любого государства – это система мер, включающая в себя в первую очередь обеспечение общественных прав молодежи, а также создание условий для ее социализации.

В числе прав молодежи одним из основных является право на труд, сегодня оно входит в число наиболее важных потребностей молодых в любом обществе.

Проблемы с оценкой результата

Молодые люди больше, чем другие категории населения, испытывают трудности, связанные с трудоустройством. Особенно эта проблема актуальная для сельской молодежи, что напрямую отражается на росте внутренней миграции в крупные населенные пункты.

Для решения проблем, связанных с трудоустройством, в рамках Года молодежи был реализован ряд проектов, направленных на расширение молодежного предпринимательства. Они будут осуществляться до 2021 года.

Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

В частности, для начинающих молодых предпринимателей предусмотрено обучение. По окончании и после защиты бизнес-плана молодые люди получают разовый грант в размере 200 МРП (505 тыс. тенге). Предполагаемый охват – 10 тыс. человек ежегодно.

Программы дают молодым предпринимателям доступ к ряду преференций:

льготным кредитам, гарантированию (до 85% суммы займа), грантам на развитие новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики

Тем не менее в программах поддержки молодежного предпринимательства есть ряд проблемных нюансов.

В самом общем виде можно говорить о том, что в государственных программах не учтены показатели их эффективности, а также того эффекта, какие они будут оказывать на развитие молодежного предпринимательства в долгосрочной перспективе.

Используемые индикаторы носят скорее формальный характер

Так, оценивая эффективность программ по развитию массового предпринимательства, больше опираются на данные об освоении средств, показателях по выдаче кредитов, поддержке стартап-проектов.

Данные об итогах программы включают региональный, отраслевой и гендерный разрезы. При этом молодежь в отдельную подгруппу не выделяется. Возрастной разрез не представлен, поскольку меры, направленные на поддержку начинающих предпринимателей, включают в себя граждан всех возрастов, начавших вести бизнес в течение трех лет.

При хорошем охвате формализм обучения

Ряд экспертов в Казахстане заявляют о необходимости выделения молодежного предпринимательства как отдельной отрасли развития, с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства.

Подчеркивается необходимость создания на государственном уровне целостного законодательства, стимулирующего молодежный бизнес. То есть отдельной госпрограммы развития молодежного предпринимательства с принятием рамочного закона.

Отдельно стоит сказать про обучение молодых предпринимателей. Так, проект «Жас кәсіпкер» длится чуть более двух недель.

За этот период молодые люди должны обучиться основам предпринимательства и защитить свой бизнес-план. Далее в рамках проекта предусмотрено индивидуальное сопровождение каждого стартапа опытным бизнес-тренером через филиальную сеть «Атамекен».

Тем не менее и здесь сложно понять, насколько эффективным является процесс.

Масштаб охвата участников у него действительно большой, тогда как обучение занимает достаточно короткий срок

Таким образом, несмотря на значимость выделяемых государством ресурсов на развитие молодежного предпринимательства, судить об эффективности реализуемой политики в этом направлении сложно.

Не все продуманно

То же самое можно сказать и о другой программе, которая направлена на решение проблем молодежной безработицы посредством стимулирования переезда с юга страны, где наблюдается переизбыток трудовой силы, на север, испытывающий дефицит рабочей силы.

Здесь непродуманным является ряд мер, в числе которых не столько вопросы адаптации молодежи к другим социально-экономическим реалиям, сколько отсутствие системности в обеспечении подходящих жизненных условий: жилья, инфраструктуры и рабочих мест.

Это влияет на то, что несмотря на расширение проекта, растет количество грантов и учебных заведений, которые готовы принимать студентов с юга. Достижение главной цели программы —

трудоустройство и последующее закрепление молодых людей в регионах с дефицитом рабочих рук — остается под большим вопросом

Нет инструментов для анализа

Таким образом, несмотря на то что на программы, направленные на повышение занятости молодежи, государство выделяет средства из бюджета, непонятно, насколько они результативны, дают ли эффект и меняют ли ситуацию.

То есть важным сегодня является переформатирование всех программ, направленных в том числе и на решение проблем молодежной безработицы.

С тем,

чтобы во главе угла стояли не формальные показатели, которые по факту не дают представления об истинном положении дел, сколько понимание результативности,

влияния на изменение ситуации, в том числе и в контексте долгосрочной перспективы.

Показательно в этом контексте, что в числе индикаторов, которые позволяют судить об эффективности программ предпринимательства, является количество предприятий МСБ, большая часть которых по факту являются бездействующими.

Решениями являются оцифровка и предоставление в открытом доступе всей информации по реализуемым проектам. В том числе полная прозрачность бюджетов и принимаемых решений.

Сегодня предоставляемая информация носит разрозненный характер, что свидетельствует в том числе и об отсутствии системного подхода.

Соцсети госпрограмму не заменят

Что касается социализации молодежи, это проблема, на которую большое влияние оказало развитие социальных сетей.

С одной стороны, безусловно, развитие ИКТ создает множество позитивных эффектов во все сферах жизни для всего мира. Тем не менее в отношении молодежи социальные сети зачастую наиболее ярко проявляют и свои негативные стороны. В их числе проживание исключительно в виртуальной реальности и нежелание участвовать в жизни сообщества.

По сути, что такое социализация? Это когда люди чувствуют и понимают, что являются важной частью нашего общества, хотят быть полезными и для него, и для страны в целом.

Если понимания встроенности в общество нет, таких людей легко вовлечь в разные объединения, направленные на деструктивную деятельность.

Поскольку молодые люди отличаются лабильностью психики и в силу объективных причин испытывают потребность в самоутверждении и желание быть признанными, соответственно они легче попадают под воздействие.

Поэтому решение об объявлении 2020 года Годом волонтера и усилия государства по расширению волонтерской деятельности я считаю правильным.

Важность досуга

Тем не менее важно, чтобы это не превратилось в кампанейщину, которая, напротив, вызывает отторжение к подобного рода деятельности, и особенно у молодых.

Безусловно,

важно развитие различных форм организации молодежного досуга с учетом финансовых возможностей, что особенно актуально для сельской местности

Как показывают результаты международных исследований, молодое поколение страны испытывает трудности с умением мыслить критически, креативно, применять теоретические знания в жизни. А потому эту проблему могли бы частично компенсировать центры досуга, по сути, развивая человеческий капитал страны.

Заняться организацией досуга молодежи и ее социализацией важно и с точки зрения профилактики девиантного поведения, снижения риска социального отчуждения, и как следствие, ее вовлечения в различные маргинальные группы.

Нужна понятная система оценки результата

В следующем году будет принята Единая комплексная программа по поддержке молодежи. Об этом сказал президент страны Касым-Жомарт Токаев на закрытии Года молодежи. Главной целью станет решение наиболее актуальных проблем молодого поколения, таких как трудоустройство, покупка жилья и профессиональный рост.

В рамках новой программы должны быть пересмотрены подходы в отношении оценки эффективности реализуемых госпрограмм с точки зрения четко описанной и выстроенной логики воздействия на ситуацию, а также конечном фокусе на их результате. Только такой подход в итоге подразумевает долгосрочность результатов и эффективность реализуемых мер.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter