Айман Жусупова, специалист Института мировой экономики и политики, проанализировала реализацию государственных молодежных программ.
Современная молодежная политика любого государства – это система мер, включающая в себя в первую очередь обеспечение общественных прав молодежи, а также создание условий для ее социализации.
В числе прав молодежи одним из основных является право на труд, сегодня оно входит в число наиболее важных потребностей молодых в любом обществе.
Молодые люди больше, чем другие категории населения, испытывают трудности, связанные с трудоустройством. Особенно эта проблема актуальная для сельской молодежи, что напрямую отражается на росте внутренней миграции в крупные населенные пункты.
Для решения проблем, связанных с трудоустройством, в рамках Года молодежи был реализован ряд проектов, направленных на расширение молодежного предпринимательства. Они будут осуществляться до 2021 года.
В частности, для начинающих молодых предпринимателей предусмотрено обучение. По окончании и после защиты бизнес-плана молодые люди получают разовый грант в размере 200 МРП (505 тыс. тенге). Предполагаемый охват – 10 тыс. человек ежегодно.
Программы дают молодым предпринимателям доступ к ряду преференций:
льготным кредитам, гарантированию (до 85% суммы займа), грантам на развитие новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики
Тем не менее в программах поддержки молодежного предпринимательства есть ряд проблемных нюансов.
В самом общем виде можно говорить о том, что в государственных программах не учтены показатели их эффективности, а также того эффекта, какие они будут оказывать на развитие молодежного предпринимательства в долгосрочной перспективе.
Используемые индикаторы носят скорее формальный характер
Так, оценивая эффективность программ по развитию массового предпринимательства, больше опираются на данные об освоении средств, показателях по выдаче кредитов, поддержке стартап-проектов.
Данные об итогах программы включают региональный, отраслевой и гендерный разрезы. При этом молодежь в отдельную подгруппу не выделяется. Возрастной разрез не представлен, поскольку меры, направленные на поддержку начинающих предпринимателей, включают в себя граждан всех возрастов, начавших вести бизнес в течение трех лет.
Ряд экспертов в Казахстане заявляют о необходимости выделения молодежного предпринимательства как отдельной отрасли развития, с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства.
Подчеркивается необходимость создания на государственном уровне целостного законодательства, стимулирующего молодежный бизнес. То есть отдельной госпрограммы развития молодежного предпринимательства с принятием рамочного закона.
Отдельно стоит сказать про обучение молодых предпринимателей. Так, проект «Жас кәсіпкер» длится чуть более двух недель.
За этот период молодые люди должны обучиться основам предпринимательства и защитить свой бизнес-план. Далее в рамках проекта предусмотрено индивидуальное сопровождение каждого стартапа опытным бизнес-тренером через филиальную сеть «Атамекен».
Тем не менее и здесь сложно понять, насколько эффективным является процесс.
Масштаб охвата участников у него действительно большой, тогда как обучение занимает достаточно короткий срок
Таким образом, несмотря на значимость выделяемых государством ресурсов на развитие молодежного предпринимательства, судить об эффективности реализуемой политики в этом направлении сложно.
То же самое можно сказать и о другой программе, которая направлена на решение проблем молодежной безработицы посредством стимулирования переезда с юга страны, где наблюдается переизбыток трудовой силы, на север, испытывающий дефицит рабочей силы.
Здесь непродуманным является ряд мер, в числе которых не столько вопросы адаптации молодежи к другим социально-экономическим реалиям, сколько отсутствие системности в обеспечении подходящих жизненных условий: жилья, инфраструктуры и рабочих мест.
Это влияет на то, что несмотря на расширение проекта, растет количество грантов и учебных заведений, которые готовы принимать студентов с юга. Достижение главной цели программы —
трудоустройство и последующее закрепление молодых людей в регионах с дефицитом рабочих рук — остается под большим вопросом
Таким образом, несмотря на то что на программы, направленные на повышение занятости молодежи, государство выделяет средства из бюджета, непонятно, насколько они результативны, дают ли эффект и меняют ли ситуацию.
То есть важным сегодня является переформатирование всех программ, направленных в том числе и на решение проблем молодежной безработицы.
С тем,
чтобы во главе угла стояли не формальные показатели, которые по факту не дают представления об истинном положении дел, сколько понимание результативности,
влияния на изменение ситуации, в том числе и в контексте долгосрочной перспективы.
Показательно в этом контексте, что в числе индикаторов, которые позволяют судить об эффективности программ предпринимательства, является количество предприятий МСБ, большая часть которых по факту являются бездействующими.
Решениями являются оцифровка и предоставление в открытом доступе всей информации по реализуемым проектам. В том числе полная прозрачность бюджетов и принимаемых решений.
Сегодня предоставляемая информация носит разрозненный характер, что свидетельствует в том числе и об отсутствии системного подхода.
Что касается социализации молодежи, это проблема, на которую большое влияние оказало развитие социальных сетей.
С одной стороны, безусловно, развитие ИКТ создает множество позитивных эффектов во все сферах жизни для всего мира. Тем не менее в отношении молодежи социальные сети зачастую наиболее ярко проявляют и свои негативные стороны. В их числе проживание исключительно в виртуальной реальности и нежелание участвовать в жизни сообщества.
По сути, что такое социализация? Это когда люди чувствуют и понимают, что являются важной частью нашего общества, хотят быть полезными и для него, и для страны в целом.
Если понимания встроенности в общество нет, таких людей легко вовлечь в разные объединения, направленные на деструктивную деятельность.
Поскольку молодые люди отличаются лабильностью психики и в силу объективных причин испытывают потребность в самоутверждении и желание быть признанными, соответственно они легче попадают под воздействие.
Поэтому решение об объявлении 2020 года Годом волонтера и усилия государства по расширению волонтерской деятельности я считаю правильным.
Тем не менее важно, чтобы это не превратилось в кампанейщину, которая, напротив, вызывает отторжение к подобного рода деятельности, и особенно у молодых.
Безусловно,
важно развитие различных форм организации молодежного досуга с учетом финансовых возможностей, что особенно актуально для сельской местности
Как показывают результаты международных исследований, молодое поколение страны испытывает трудности с умением мыслить критически, креативно, применять теоретические знания в жизни. А потому эту проблему могли бы частично компенсировать центры досуга, по сути, развивая человеческий капитал страны.
Заняться организацией досуга молодежи и ее социализацией важно и с точки зрения профилактики девиантного поведения, снижения риска социального отчуждения, и как следствие, ее вовлечения в различные маргинальные группы.
В следующем году будет принята Единая комплексная программа по поддержке молодежи. Об этом сказал президент страны Касым-Жомарт Токаев на закрытии Года молодежи. Главной целью станет решение наиболее актуальных проблем молодого поколения, таких как трудоустройство, покупка жилья и профессиональный рост.
В рамках новой программы должны быть пересмотрены подходы в отношении оценки эффективности реализуемых госпрограмм с точки зрения четко описанной и выстроенной логики воздействия на ситуацию, а также конечном фокусе на их результате. Только такой подход в итоге подразумевает долгосрочность результатов и эффективность реализуемых мер.