Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему казахи так хорошо знают коней?

6468

Есть много пословиц, доказывающих особое отношение к коню в казахском обществе. «Арыстан – аң патшасы, жылқы – мал патшасы» (Лев – царь зверей, конь — царь домашних животных). «Қымыз – адамның қаны, ат – адамның жаны» (Кумыс – кровь человека, конь – душа человека) и др.

А еще казахи говорят:

«Біз жылқы мінездес халықпыз» (Характер нашего народа сродни с нравом коня)

Ученый Ахмет Токтабай, автор книги «Культ коня у казахов», свой труд начинает так:

«Казахи очень любили и берегли коней, любовно называя их есті жануар (мудрое животное) и тілсіз адам (безъязыкий человек). Своих горячо любимых детей ласково называли құлыным, құлыншағым (жеребенок мой, жеребеночек мой). Справедливого человека именовали арғымак (аргамак). Коням тоже часто присваивали человеческие имена и давая теплые прозвища — қарағым (зрачок глаз моих), шырағым (светоч ясный) и пр.

Желая узнать, есть ли у хозяев сын, казахи спрашивают: «Атбайларың бар ма еді?» (Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?)».

Сыншы — это профессия

Особо ценились скакуны — выносливые и быстроногие. Так, можно вспомнить такую историю: бай Хамза очень хотел заполучить Кулагера, знаменитого скакуна Акан серы Корамсаулы, и обратился к нему:

Подиум Великой степи: за что били джигитов — традиция Қыз қуу

«Пусть Акан продаст мне своего гнедого, в оплату я отдам ему любую красавицу из рода Атыгай-карпык, которую он полюбит, и сверх того еще сто голов лошадей».

Людей, разбирающихся в лошадях, в народе называли сыншы. К ним обращались, когда хотели выбрать из молодняка хорошего скакуна. Обязательно советовались с ними и при подготовке коней к скачкам. Сыншы еще называли атбегі, ат сейіс или бапкер и часто просили его быть тренером скакуна.

Надо отметить, что каждый сыншы владел своими профессиональными секретами. Он мог с первого взгляда оценить потенциал коня, определить, из какой он местности — горной или равнинной, и для каких дистанций — коротких или длинных — рожден. А зная родословную,

сыншы мог предсказать, какой масти родится жеребенок и его судьбу

История казахов сохранила имена многих прославленных сынши — это Киикбай, Куренбай, Тарпанбай, Шокай Шонкеулы и другие.

Авторитет сыншы был непререкаемым, и тому находятся многочисленные подтверждения в народном творчестве.

Сила авторитета

Так, в эпосе «Кобыланды батыр» есть упоминание о том, как в роли сыншы выступила Хуртка, жена батыра. Шесть лет она готовила коня для своего мужа.

Однажды Караман, друг и ровесник Кобыланды, позвал его в поход. Батыр принял предложение. Тогда табунщик Естемис спросил Хуртку, готов ли конь? Хуртка ответила так:

«Передайте привет моему султану. Пусть отложит поход. Конь будет готов только через сорок три дня».

Естемис передал слова Кобыланды батыру. Тот поехал к другу и сказал:

Асыл досым сөкпеңіз.
Бұл сапарға бармаймын,
Бұл олжадан алмаймын.

Саған да сәлем көп айтқан,
Құрдасым, көңілің қалмасын,
Өтініш қылып зарлаймын.

Асқар төбе бел деген,
Ақ бармақпен жемдеген,
Өзінен басқа мінбеген,
Бағып тұрған баласы,
Күтіп тұрған анасы.

Өзі әйелдің данасы.
Тұлпар туған бурылдың
Қырық үш күні кем деген.

Не обижайся, дорогой друг,
Но не ко времени поход,
Не могу я выехать так вдруг.

Тебе привет от супруги моей.
Ровесник мой, дорожу я дружбой твоей,
Прошу понять меня, мой друг.

Впереди много гор и откосов, мой друг,
Она кормила его с малых лет.
Браслетами на белой руке звеня,
Только сама объезжала коня,
Как мать любила, терпелива была.

Она среди женщин, ты знаешь, умна.
Тулпару, родившемуся от бурой кобылицы,
Сорок три дня не хватает, сказала она.

(Смысловой перевод автора статьи)

Школа казахских сыншы имеет свою историю. Ученый Жангара Дадебай в своей книге «Тұлпардың сыны мен бабы» (Характеристика коней и их тренировка) ссылается на знаменитых сыншы. Например, автор приводит слова сыншы Куренбая:

…Тайында тайдай ғып мін,
Құнанында өлтіріп, тірілтіп мін.
Дөненінде қоя бер,
Бестісінде жаратып бәйгеге қос,
Келмесе басымды кес.

Езжай на стригунке, как на стригунке,
Трехлетку не жалей, его хоть убивай.
Дай волю четырехлетнему коню,
Пятилеткой ставь на скачки,
Если не будет первым, отруби голову мою.

О мастерстве знаменитых сыншы сложено и немало легенд.

«Однажды в Акбастау, что в Семиречье, состоялся ас (тризна) в честь Казыбека. Люди, которые собрались участвовать в конных состязаниях, решили показать своих скакунов знатокам.

Приехали братья-сыншы Олжабай и Бектибай. Человек по имени Кумганбай показал им свою желтошекую лошадь сивой масти. Посмотрел Олжабай и произнес:

«Жаль, но конь твой лишился сил после того, как пасся на здешних травах. Если бы кормился травой и водой своей родной земли, был бы первым на скачках. Ничего не поделаешь, на этот раз скакун удовольствуется только четвертым местом». И действительно, он занял четвертое место, как и сказал сыншы».

Абай и сыншы

Считалось, что огромную роль в подготовке скакунов играет местность и трава, которой они кормятся. Ведь каждый край имеет свои особенности.

«В связи с этим скачки на праздниках, асах и свадьбах начинались без задержки, сразу же по прибытии скакунов», — пишет ученый Тохтыбай.

В книге «Абай туралы естеліктер» (Воспоминания об Абае) Ниязбек Аллажарулы, потомок младшего брата Ускенбая, прадеда акына Абая, так написал о сыншы Тарпанбае:

«Тарпанбай очень хорошо знал как коней, так и птиц. Однажды он приехал на джайляу, где был большой той. Собравшиеся хорошо знали, что Тарпанбай был известный сыншы, и провели перед ним коней участников скачки.

Посмотрев на них, сыншы произнес: «Первым к көмбе (финишу) придет вот этот көкбесті (темно-серый)».

После этого появился Абай с двумя скакунами. Поздоровавшись, Тарпанбай указал на красно-рыжего коня и сказал: «Первым придет этот, көкбесті будет вторым».

Все случилось так, как и предсказывал сыншы. Первым пришел красно-рыжий скакун, көкбесті следом. Второй же конь Абая был только пятым, и на него никто не обратил внимания.

После скачек Абай пригласил Тарпанбая в свой аул. А когда провожал гостя, спросил про коня, который пришел пятым:

— Ты хороший сыншы, скажи, настоящий ли скакун этот Аккаска?

Тарпанбай внимательно осмотрел коня со всех сторон и вынес свой вердикт.

— Если его хорошо потренировать, он станет настоящим тулпаром.

Абай подозвал одного из джигитов и приказал:

— Надень уздечку на Аккаска, теперь он принадлежит Тарпанбаю.

Первый не значит лучший

Тарпанбай очень любил лошадей и знал в них толк. Вернувшись домой, он стал заниматься с конем, наблюдая за ним днем и ночью. Он даже перестал ночевать в доме. А через некоторое время повез его на скачки в честь тоя, который состоялся в волости Кызыладыр.

Аккаска пришел к финишу первым. Тогда сыншы попросил мальчика-наездника рассказать, как вел себя скакун. Тот ответил, что он вырвался вперед, когда көмбе (финиш) был уже совсем близко. Тогда Тарпанбай сказал, что с ним надо еще заниматься, пока он не готов.

Через некоторое время он повез коня на новые скачки. Аккаска снова пришел первым, и сыншы снова спросил мальчика, как вел себя конь. На этот раз наездник ответил, что Аккаска сразу вырвался вперед. Тогда Тарпанбай удовлетворенно произнес: «Вот теперь он стал настоящим скакуном»».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter