На старые начали жаловаться отечественные производители.
Казахстанские текстильщики пожаловались Дариге Назарбаевой на министерство обороны и другие ведомства, сообщает газета «Время». Основная претензия — госорганы не желают заказывать отечественную продукцию. Предпочитают закупаться в России, Беларуси и Узбекистане.
Первыми выступили с претензиями представители шымкентского текстильного комбината «AZALA Textile». Одна из главных жалоб — государство не выполняет условия собственных контрактов.
Оборонная промышленность Казахстана: от упадка до экспорта
Якобы комбинат еще в 2016 подписал контракт на поставку военной формы сроком на пять лет. Для выполнения пришлось докупить оборудования на сумму более 5 млрд тенге. В 2018 минобороны вдруг потребовало заменить в униформе 100-процентный хлопок на смесовую ткань. Предприятие потратило еще 1,2 млн долларов США. В конце 2019 появилось новое требование, для чего пришлось выложить еще миллион евро.
А в начале 2020 от предыдущего требования минобороны решило отказаться, а заодно отменило контракт
Зато чуть позже объявило новый тендер.
— Три дня дано на разработку новой модели формы и семь дней — на разработку новых тканей под эту модель. Ну как можно так быстро разработать новую модель или ткань? — сетует глава наблюдательного совета группы компаний «Azala» Бауржан Джамалов.
Что изменится в текстильной отрасли Казахстана?
Следующая претензия текстильщиков к военному ведомству — нигде не публикуется информация о гособоронзаказе.
— Информацию о конкурсах мы получаем только от швейных компаний. Мы не можем получить от самих ведомств — там ссылаются на то, что она закрытая. Но если запатентованный министерством обороны узор и палитра размещаются в «Моготексе» или Китае, я считаю,
это страшнее для нашей национальной безопасности, чем эту форму изготавливать в Казахстане!
Мы даже на расстояние пушечного выстрела не можем подойти к Министерству обороны России, Беларуси, Узбекистана. Я уже не говорю про блок НАТО или Китай! Почему мы настолько сильно любим соседние государства?! — заявил Бауржан Джамалов.
Заказы для военных делает министерство индустрии и инфраструктурного развития. Вице-министр Талгат Жанжуменов, во-первых, заявил, что на долю силовиков приходится меньше 10% от производимого в стране объема.
— Это 15-15,5 млрд тенге в год, в том числе 3-4 млрд на обувь, — отметил он.
— Может для вас это копейки, но для отрасли легкой промышленности на 15 млрд вы не представляете, сколько можно построить заводов и купить оборудования! — отреагировала Назарбаева.
Далее вице-министр рассказал, как осуществляется гособоронзаказ и чем отличается от обычных госзакупок.
Анонсы отправляются лишь участникам реестра отечественных товаропроизводителей, имеющих право исполнять гособоронзаказ
Информация секретная, потому что в условиях указывают число солдат, на которых шьется одежда. Также склады и базы, куда нужно поставлять обмундирование.
Назарбаева предложила ведомству заключать со всеми участниками конкурса соглашение о конфиденциальности. А сам конкурс проводить публично и без указания секретных сведений.
Д. Назарбаева: «Легкая и пищевая промышленность нуждаются в активной государственной поддержке»
Она напомнила, что во всех странах гособоронзаказ используется для развития отечественных предприятий, особенно легкой промышленности.
— Мы хотим, чтобы вы шире смотрели на эту тему. Армию кормят наши граждане. Как можно на полном ходу производственного цикла раз — и разорвать контракт? Поменяли закорючку в униформе — и это уже повод отменить контракт? Удобно прикрываться национальной безопасностью как щитом, чтобы свои задачи решать! — сказала Дарига Назарбаева.
Она добавила, что в законах требования к государственным контрактам нужно ужесточить.
Выступали также кожевники, которые просили
обязать казахстанские обувные фабрики закупать отечественное сырье
— Законом о казсодержании минобороны обязано закупать обувь отечественного производства. Если завтра какая-нибудь казахстанская фабрика закупит китайскую кожу, выделанную химпрепаратами из группы фенолов — опаснейшего концерогена, и поставит в минобороны, через месяц-два вся наша армия выйдет из строя, — заявил глава Ассоциации переработчиков кожи и меха Бейбут Рахимгалиев.
Председатель сената обещала поговорить с остальными организаторами госзаказа текстильной и кожаной продукции.