Казахстан медленно, но верно завоевывает свою нишу на мировом рынке оборонной промышленности. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Георгий Дубовцев в монографии «Состояние и перспективы развития военной организации Казахстана» рассмотрел исторические вехи развития ОПК республики.
Для Казахстана, территория которого превышает по площади все страны Западной Европы вместе взятые, а протяженность государственной границы составляет более 13 тыс. км, обеспечение военной безопасности базируется на решении комплекса политических, экономических, дипломатических, идеологических и других невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутригосударственных противоречий, предупреждение их перерастания в конфронтационное, военно-силовое противоборство.
В послании президента «Стратегия “Казахстан-2050”» отмечается, что «мы сталкиваемся с вызовами и угрозами, порожденными новой реальностью. Они носят всеобъемлющий характер и затрагивают все страны и регионы».
Практика проведения военно-силовых акций без санкции Совета Безопасности ООН, использование информационных средств и технологий для мобилизации протестного потенциала населения и дестабилизации внутриполитической обстановки в ряде стран, а также неснижающаяся активность международных террористических и экстремистских сил в современных условиях являются актуальными вызовами для международной и национальной безопасности.
Именно поэтому одним из приоритетов модернизации внешней политики Казахстана Н. А. Назарбаев определил
выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики
Наряду с этим особое значение имеет выработка рациональной военной политики, соответствующей конкретной международной обстановке, а также реальным экономическим и военным возможностям страны. Согласно этой политике формируется военная доктрина, создается военная организация государства, определяется стратегическая направленность строительства Вооруженных сил.
В советский период на территории Казахстана функционировало около 50 предприятий оборонной промышленности. Они играли важную роль во всей экономике республики. Вокруг них строились целые города, такие как Ленинск, Степногорск, Шевченко, Курчатов и другие.
В Казахстане тогда производились:
При этом одним из основных было производство вооружений и оборудования для военно-морского флота.
Ежегодно выпускалось продукции оборонного назначения на 1—1,5 млрд долларов по нынешним ценам
При этом многие заводы производили только военную продукцию, а доля продукции гражданского назначения в целом на предприятиях ОПК не превышала 15—20%.
Начиная с 1990 года, производство оборонной продукции и спецзаказов на предприятиях Казахстана резко уменьшилось. Так, в 1991 году оно снизилось на 30%, а
после распада СССР централизованная структура советского ОПК вообще перестала существовать
Прекратила также существование единая система централизованного планирования и государственного заказа, обеспечивавшая загрузку оборонных предприятий. Предприятия оборонного комплекса, расположенные на территории Казахстана, оказались в тяжелейшем экономическом положении.
К проблемам конверсии, сокращения финансирования оборонных программ и неплатежеспособности основного заказчика — Министерства обороны РК в первые годы независимости добавился разрыв хозяйственных связей и производственной кооперации с оборонными предприятиями других республик.
Основная продукция казахстанской оборонной промышленности стала невостребованной в силу ее специфичности
После развала Советского Союза оказалось, что в новых условиях эта продукция казахстанского ОПК никем не востребована, в том числе и Россией, военное ведомство которой предпочитало размещать заказы на собственной территории.
Экспортировать продукцию в другие страны, использующие советские системы вооружения, тоже оказалось сложным, поскольку там имеются свои устоявшиеся схемы поставок.
В результате в 1992 году производство продукции на оборонных предприятиях Казахстана уменьшилось еще на 40-50%,
а в 1993 году на отдельных предприятиях работы были почти полностью свернуты. Из-за разрыва традиционных экономических связей предприятия ОПК Казахстана в течение 90-х годов XX века переживали тяжелые времена.
По данным Комитета по оборонной промышленности МИНТ РК, на начало 1998 года из 20 оборонных предприятий 19 производили от 10 до 20% продукции от уровня 1991 года. И только на уральском заводе «Зенит» этот показатель составлял около 25%. Соответственно, существенно сократилось количество работников на оборонных предприятиях — до 10-20%.
13 марта 2003 года в целях совершенствования системы управления казахстанским оборонно-промышленным комплексом, постановлением Правительства РК была создана холдинговая компания АО «Национальная компания “Казахстан инжиниринг”». Она объединила предприятия машиностроительной отрасли в единую структуру — оборонно-промышленный комплекс.
Как показывает анализ исполнения государственного оборонного заказа в период с 2000 по 2010 годы, загруженность отечественных производителей была минимальной. Госзаказ в это время был ориентирован в основном на удовлетворение потребностей ВС, других войск и воинских формирований за счет поставок вооружения, техники и имущества из других государств.
Это оказало негативное влияние на предприятия отечественного ОПК и затормозило их развитие
В марте 2007 года была утверждена государственная программа по развитию вооружения и военной техники Вооруженных сил, а также оборонно-промышленного комплекса РК до 2015 года. В рамках указанной программы предполагалось осуществить ряд мер по ремонту и модернизации имеющихся в казахстанской армии вооружения и военной техники, в том числе на предприятиях Казахстана, по закупке новых образцов ВВТ, а также развитию предприятий оборонной промышленности.
Однако недостаточно эффективная промышленная политика по государственному регулированию и финансовой поддержке оборонной промышленности не позволяла преодолеть кризисные явления в ней.
По поручению президента страны была разработана специальная программа технологической модернизации Вооруженных сил и развития производства ВВТ. В ее рамках должна быть выполнена задача по увеличению казахстанского содержания в ежегодных закупках товаров, работ и услуг военного назначения и снижению доли импорта.
В этих целях должен максимально использоваться потенциал предприятий оборонной промышленности Казахстана и других отечественных производителей. По замыслу разработчиков, программа должна увязать вопросы технологической модернизации силовых структур и развития оборонных предприятий Казахстана.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 28 апреля 2010 года акции АО «НК “Казахстан инжиниринг”» были переданы в доверительное управление Министерству обороны РК.
С этого времени на военное ведомство была возложена задача максимально использовать потенциал предприятий оборонной промышленности и других отечественных производителей для материально-технического обеспечения казахстанской армии.
Государственный оборонный заказ в приоритетном порядке стал размещаться на отечественных предприятиях
В настоящее время АО «НК “Казахстан инжиниринг”» является основой оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан. В его состав входят 26 организаций, в том числе 14 дочерних, 3 внучатых, 3 совместно контролируемых и 6 зависимых оборонных предприятий. Единственным акционером компании является АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Сегодня Казахстан инжиниринг занимается следующими видами деятельности:
Об организациях, входящих в производственных концерн, мы расскажем в следующей статье.