Усиление полномочий нотариусов сделано с целью упрощения взыскания долгов. Но реализация этого новшества вызывает вопросы: многие убеждены, что нотариусы переходят грань.
Стать должником и попасть под арест счетов и ограничение на выезд в Казахстане можно и без решения суда. Все просто — нотариус выносит особый документ -исполнительную надпись в отношении долга. Затем по этому документу работает судисполнитель.
Норма действует с 1 января 2016 года. Исполнительная надпись — это документ, составленный нотариусом, который позволяет кредитору или поставщику взыскать долги без обращения в суд.
Частные судисполнители на основании этой нотариальной исполнительной надписи не только арестовывают должникам счета, но и перекрывают выезд за границу.
Главное условие для таких нотариальных действий — бесспорность требований взыскателя. Для этого:
Однако на деле эта норма порой дает перекосы.
У алматинца Сергея Марченко возник спор с поставщиком воды. Ему приписали долг в 76 тысяч тенге, который он не признает. Марченко доказывает это квитанциями об оплате за воду и договор с поставщиком.
Однако с помощью нотариуса поставщик воды вынес решение о наличии долга и заблокировал счета Марченко.
При этом Марченко:
Таким образом, действия нотариуса в этой ситуации кажутся спорными.
Сейчас Марченко через суд пытается оспорить действия нотариуса Гаухар Оршабековой.
Мы также пытались взять у нотариуса комментарий по этой ситуации, но Оршабекова ответила предельно кратко: «Раз совершила исполнительную надпись, значит, все с ней в порядке». Права, потому что права.
Не случится ли так, что такие истории заполонят здания судов по стране? И вроде бы толковая идея разгрузить судей от работы по взысканию долгов потерпит фиаско. Известный адвокат Александр Каплан считает норму об исполнительных надписях прогрессом. Однако не исключает перекосов при ее исполнении.
— Государство передало часть функций по взысканию долгов и имущества нотариусам. Уже есть практика, когда должники даже не знают, что признаны таковыми. И узнают об этом, когда судисполнители арестовывают их счета и выезд за рубеж. Не станет ли эта норма в законе о нотариате бомбой замедленного действия, а вся страна окажется невыездной?
— Не окажется. Раньше было как? Потребители могли годами не платить за электричество, воду, газ и тепло. КСК и коммунальные предприятия писали письма, слали уведомления, а потребители не погашали долги. Теперь истребовать их стало проще. Так что я считаю норму абсолютно обоснованной.
Перекосы конечно же бывают. Но никто не отменял право обжаловать действия нотариуса в нотариальной палате или в суде
Это не основание считать закон неправильным. Норма защищает коммунальщиков и добросовестных жильцов, которые платят за услуги вовремя. Мне кажется, здесь ситуация не критичная.
— У нас есть проблемы с почтовыми доставками. Нотариус не обязан вызывать к себе должника, когда составляет исполнительную надпись. Ему достаточно направить документ почтой с уведомлением. Но есть конкретный случай, когда должник уведомление не получил. И не знал об исполнительной надписи.
— Тут дело не в законе, а в правоприменении. Нотариус должен доказать, что уведомление было вручено надлежащему лицу, а для этого нужно найти того, кто доставлял уведомление. Если найти этого человека невозможно, это не проблема должника, это проблема нотариуса. И мне странно слышать, что человек не может доказать свою правоту.
Ненадлежащее правоприменение законов у нас есть, это нужно признать. И не только по исполнительным надписям. Значит, нотариальным палатам следует провести разъяснительную работу среди нотариусов. В конце концов, есть такое понятие, как страхование деятельности нотариусов. И если действия нотариуса признаются недействительными, должник может возместить понесенный ущерб. А нотариусу придется заново оплачивать страховку. Во-вторых, самим нотариусам жалобы и суды не нужны — это лишняя трата времени. Но если перекосы случаются, нужно разбираться с природой их появления.