Чиновники уверяют, что ничего. Среди экспертов мнения разошлись.
С января 2020 акциз на бензин может подрасти на 10 тенге за литр (сейчас 8 тенге, то есть рост более чем в два раза). Проект постановления разрабатывается, заявил министр национальной экономики Руслан Даленов, выступая в сенате. Министр заверил, что проведены необходимые расчеты, которые показали, что большого влияния на инфляцию и рост цен эта мера не окажет.
— Наибольшая доля внутри акцизов составляет расходы и прибыль перерабатывающих и реализующих компаний, — заявил министр.
Хотя рост цен чиновники не исключают, но якобы малоощутимый.
— Небольшой эффект по цепочке будет однозначно, потому что всегда энергоносители стояли в самом начале цепочки, — сказал там же председатель Нацбанка Ерболат Досаев.
— В процентном соотношении речь идет о 0,02% внутри общей инфляции, 5,5 сегодня складывается в годовом выражении, – добавил Даленов.
А мы решили поинтересоваться мнением экспертов по этому поводу.
Экономист Вячеслав Додонов в целом с Досаевым согласен — большого влияния на рост цен не будет. Бензин подорожает, грубо говоря, всего на 6-7%.
— В себестоимости товаров это только один из многих компонентов.
Эти 6-7% окажутся «размазаны» среди других факторов
Хотя в тех видах деятельности, где топливная составляющая выше, может отразиться больше. Например, в общественном транспорте, — сказал он.
Конец эпохи: государство снова хочет регулировать цены на бензин
Но в индекс потребительских цен входят сотни позиций, по которым рассчитывается инфляция, так что влияние на экономику в целом будет мизерное, считает экономист.
Кроме того, эффект будет «размазан» еще и по времени — на несколько месяцев.
Некоторые эксперты высказывали мнение, что у представителей МСБ нередко в таких ситуациях срабатывает психологический фактор.
И любое даже незначительное повышение цен они воспринимают как повод повысить уже свои
Однако Додонов с этим мнением не согласен. Он указал, что малый бизнес работает в самой конкурентной среде из всех. И если предприниматель начнет задирать цены, клиент просто уйдет к соседу.
— Такой торговец посидит без покупателей и потом вернет цены обратно. Если, конечно, не будет объективного обоснования — тогда уже деваться некуда, — сказал Додонов.
Инфляция в Казахстане растет за счет цен на продукты
Чтобы влияние оказалось значительным, бензин должен был подорожать на десятки процентов. Но даже в таком варианте остальные цены поднимутся не сразу. Нужно будет какое-то время, чтобы «по цепочке» инфляция дошла до других товаров.
Экономист Петр Своик задался вопросом, почему вообще решили поднимать акцизы?
Он напомнил, что отечественные НПЗ наконец-то модернизировали, в итоге повысилось как качество продукта, так и его количество. Кроме того, появились еще и мини-заводы по нефтепереработке, что тоже добавило объемов. Так что совокупно уже близко к закрытию потребностей внутреннего рынка. А по некоторым наименованиям уже даже появился избыток.
— Возник вопрос — куда девать эти избытки? Понятно, что только на российский рынок
У других (Узбекистан, Кыргызстан) есть свои ограничения, — сказал Своик.
Тут нужно иметь ввиду, что российский рынок тоже избыточен. Но Своик подчеркнул, что цены там выше, поскольку система налогообложения принципиально отличается от нашей.
Нефтезаводы встали на ремонт — насколько подорожает бензин?
— Это вообще достаточно странно — экономическое пространство общее, а цепочки ценообразования разные. Тут требуется гармонизация, — добавил Своик.
Эксперт предположил, что цель роста акцизов и цен — повышение выручки отечественных НПЗ. Потому что
для российского рынка даже новые (если все-таки появятся) цены все равно окажутся сравнительно низкими
А значит, продукция будет пользоваться спросом.
А вот о влиянии на инфляцию в целом экономист высказался более скептически.
— С формальной точки зрения, возможно, Досаев с сотоварищи правы. По той методологии, по которой правительство считает инфляцию, возможно, что и не повлияет. Но в реалиях люди ощутят повышение отнюдь не в сотые доли процента, — сказал он.
Во первых, бензин — это не элитный, а народный и социально значимый товар
Наряду с хлебом, теплом, электричеством.
— У меня в семье например только несовершеннолетние не за рулем, остальные все ездят. Таких казахстанцев подавляющее большинство, скажется на всех, — утверждает Своик.
https://365info.kz/2019/11/samaya-nizkaya-inflyatsiya-tolko-na-kladbishhe-ekonomist
Кроме того, это товар еще и сам по себе ценообразующий, его стоимость входит в сотни других ценовых цепочек. В их числе и продовольственные товары (хотя и в меньшей степени).
— Посчитал ли их Досаев? Боюсь, что нет, — печалится Своик.
Хотя экономист добавил, что просчитать все эти цепочки просто не представляется возможным. Уже потом практика покажет реальное влияние удорожания бензина на общую инфляцию. И эксперт боится, что
выражаться она будет отнюдь не в сотых долях процента