Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Конец эпохи: государство снова хочет регулировать цены на бензин

4680
Фото из открытых источников

Подъем местных цен на бензин до уровня российских автомобильное сообщество обсуждает уже не первый год. Подобные разговоры сопровождали каждый ценовой скачок. Сейчас тему подогревают интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и чиновники, которые нет-нет, да намекнут на такую возможность.

Так, 16 октября глава министерства энергетики Канат Бозумбаев заявил:

с территории Казахстана в соседние страны уходит слишком много бензина

Причем это экспорт неофициальный. Из-за разницы в цене россияне предпочитают заправляться в Казахстане.

«Легковые машины берут десятки канистр. Транзитные грузовики вваривают себе дополнительные баки, и тысячи тонн нашего бензина и дизельного топлива увозятся в сопредельную страну.

То есть мы субсидируем чужую экономику»,

— заявил министр.

Самая эффективная, по его мнению, возможность прекратить подобное безобразие – сделать его невыгодным. Другими словами – поднять цены на топливо на внутреннем рынке.

«Путь, по которому мы будем вынуждены пойти, это поэтапное сближение цен с нашими соседями. Разрыв между нами и РФ только по бензину — больше 100 тенге за литр. Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе», — считает Бозумбаев.

Про словам министра, повышение цен «не должно быть каким-то шоком». Но когда к нему готовиться населению, не уточнил.

Акцизы в помощь

Однако, судя по данным источников, это может произойти уже совсем скоро. На портале kolesa.kz появилась информация, что министерство нацэкономики готовит приказ о повышении акцизов. Согласно документу, акцизы на бензин, выходящий с отечественных НПЗ (кроме авиационного), планируется поднять с 10 500 до 24 435 тенге за тонну.

Справедливости ради стоить отметить, что по официальным данным, за полтора года стоимость бензина увеличилась лишь однажды. В августе 2019 — на 0,1%. Зато снижалась она последние 15 месяцев. Только за 9 месяцев текущего года, по данным Комитета по статистике, бензин подешевел на 4,6%. То есть если раньше он разгонял инфляцию, теперь стал инструментом по ее сдерживанию.

Игры в рынок закончились

Если новые акцизы спровоцируют резкий рост цен на бензин, это будет означать конец рыночной эпохи на внутреннем топливном рынке. Ведь чиновники неоднократно твердили, что

государственного регулирования нет. Мол, цены на бензин в Казахстане диктует рынок

То есть их повышение должно стать реакцией рынка на какие-то события. Например, резкий рост спроса. Но потенциала для него немного. В Казахстане  количество автомобилей даже сокращается. Так, по данным на 1 сентября 2019 года количество зарегистрированных легковых авто составило около 3,7 млн единиц — на 9% меньше, чем годом ранее.

К тому же население все активнее отказывается от больших машин. Количество регистраций автомобилей с объемом двигателя от 2000 куб. см и выше по итогам 8 месяцев сократилось на 3,7%. Автомобили с объемом 1500-2000 куб. см стали регистрироваться чаще на 3,5%, а с объемом менее 1500 куб. см – на 17%.

Еще одна возможная причина – снижение производства. Но и этого пока не предвидится. Более того, в сентябре 2019 отечественными НПЗ было произведено 465,6 тыс. тонн бензина – больше еще не было. По сравнению с сентябрем 2018 объемы выросли почти на 23%. По итогам 9 месяцев в республике было выпущено 3,25 млн тонн бензина — на 14,7% выше показателей трех кварталов 2018.

Экспорт не задался

Что касается экспорта, о потенциале которого также неоднократно вещали с высоких трибун, здесь до позитива далеко. В начале октября первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов сообщил, что Казахстан экспортировал за пределы Евразийского экономического союза около 32,6 тыс. тонн бензина. Поставки, по его словам, начались еще в июле.

Однако это не особо бьется с показателями Комитета по статистике. По данным которого Казахстан в августе вообще не экспортировал бензин. А общий объем зарубежных продаж за 8 месяцев составил 6,3 тыс. тонн — в Россию и Беларусь, то есть в страны ЕАЭС.

Импорт же за это время составил 18,7 тыс. тонн. Это намного меньше, чем в январе-августе 2018 (587,1 тыс.). Тем не менее эти данные показывают, что Казахстан официально остается нетто-импортером топлива. Несмотря на рост собственного производства и очереди из иностранцев на границах.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter