Внеплановый ремонт всех отечественных НПЗ приведет к сокращению выпуска ГСМ на 15-20%. Однако эксперты считают, что работы не окажут существенного влияния на количество топлива на внутреннем рынке.
Сразу три нефтеперерабатывающих завода сократили производство светлых нефтепродуктов на 15-20%. Новость уже вызвала легкий ажиотаж среди автолюбителей и трейдеров, утверждающих, что теперь стоит ожидать роста цен на топливо.
Однако в министерстве энергетики указывают на наличие достаточных запасов
Дефицита горючего на внутреннем рынке Казахстана не прогнозируется.
По данным агентства Reuters, 4 июля на Павлодарском нефтехимическом заводе произошла авария на одной из установок комплекса глубокой переработки мазута. Предположительное время починки — десять дней.
Через два дня в Шымкенте была остановлена установка каталитического риформинга, а на о Атырауском НПЗ ремонтные работы стали вынужденными. Здесь так и не завершили монтаж установки по переработке бензиновых и лигроиновых фракций нефти.
Reuters утверждает, что в результате технических неполадок выпуск бензина сократится в июле на 80 тысяч тонн
Производство дизельного топлива упадет на 20-30 тысяч тонн.
Стоит отметить, официальных комментариев по инцидентам не последовало ни от минэнерго, ни от представителей заводов.
Ранее энергетическое ведомство указывало на избыток топлива в Казахстане. По их информации, после завершения масштабной реконструкции нефтезаводов Казахстан обеспечивает внутренний спрос на сто процентов.
Только за четыре месяца этого года произведено 1,2 млн тонн бензина и 1,6 млн дизеля
Наибольший объем пришелся на Павлодарскую область. Импорт бензина сократился на 94% за год, до 16,7 тысяч тонн. Власти свидетельствуют о бензиновых издержках — профицит высокооктанового горючего составил 20%.
Тем не менее ситуацией недовольны нефтяники. По их мнению, отечественный рынок теряет свою привлекательность.
Переизбыток ГСМ рождает малое количество ценовых предложений, поскольку разрыв с экспортными ценами значительный
Глава минэнерго Канат Бозумбаев пообещал решить вопрос с экспортом нефтепродуктов. К примеру, в Казахстане бензин дешевеет, а в соседних государствах цена выросла в несколько раз.
Профессор Института экономики МОН РК Олег Егоров не думает, что ремонт НПЗ повлияет на ценообразование бензина. По его словам, в стране создан большой запас, позволяющий лавировать.
«Обычно, когда нефтезаводы встают на ремонт, они обеспечивают будущие потребности внутреннего рынка
Сейчас точно такая же ситуация. Разговоры об остановках начались сразу после модернизации НПЗ — создан профицит, решается вопрос торговли бензином с Кыргызстаном и Узбекистаном.
Поэтому информация не вызывает серьезных опасений, поскольку все предусматривалось заранее», — говорит эксперт.
Егоров предлагает не считать «модернизацию» синонимом запуска нового завода. Стоит не забывать о «ветеранских регалиях» отечественных нефтеперерабатывающих предприятий. Павлодарский НПЗ введен в эксплуатацию в 1978 году, а Шымкентский НПЗ — в 1982 году.
«Вся внутренняя инфраструктура работает уже по тридцать-сорок лет. Поэтому, когда мы говорим о модернизации, мы говорим о новых установках, которые привязаны к старым методам переработки.
Тем более, что последние реконструкции не связаны с полным обновлением заводского хозяйства
Речь идет о более глубокой переработки нефти», — предупреждает Олег Егоров.
Аналитик Данияр Кумпеков полагает, что казахстанские производители воспользовались ситуацией с бензиновыми излишками.
«Если информация о внеплановом ремонте верна, полагаю, что на НПЗ решили восстановить баланс на внутреннем рынке.
Заодно, без фатальных для отрасли последствий, подлатать свои мощности
Естественно, модернизация не решила всех проблем производства», — считает Кумпеков.
Он уверен, что цена на горюче-смазочные материалы не изменится, во всяком случае изменения не коснутся популярных марок. Тем более, что ценообразование контролируется государственными органами.
«Думаю, что даже если бы производители хотели увеличить отпускную цену, министерство этого не допустит.
Очень нелепо «терять свое лицо» после масштабной модернизации НПЗ
Тем не менее минэнерго все же придется решать вопрос с экспортом казахстанского бензина, поскольку отсутствие выгоды может привести к намеренному сокращению выпуска нефтепродуктов», — резюмирует Данияр Кумпеков.