В обществе до сих пор не пришли к единому мнению. И два лагеря примерно одинаковы, утверждают социологи.
Коллективизация — самый конфликтный период в восприятии истории обществом. Это показало социологическое исследование фонда «Стратегия». Число тех, кто говорил о развитии (оседлость и урбанизация), и тех, кто считает ее «кровавым преступлением сталинского режима», примерно равно. При этом третий лагерь (были как хорошие, так и плохие последствия) оказался самым большим.
И в целом восприятие советского прошлого у сограждан неоднозначно. В оценке распада Союза численность двух противоположных лагерей равно вплоть до процента.
Об этом на международной научно-практической конференции в Москве заявила президент общественного фонда «Стратегия» Гульмира Илеуова.
Полный текст выступления опубликован на сайте фонда.
Ранее фонд проводил исследование восприятия обществом досоветского и советского периодов истории.
Кто платит за переписывание истории СССР? — эксперты
Илеуова уточнила, что отношение у населения формируют на основе сложившихся установок и стереотипов с помощью различных каналов информации, включая СМИ. И здесь большое значение имеет, какой знак у этих стереотипов. Например,
негативная установка не позволяет видеть ничего положительного,
акцентируя внимание только на плохом. Таким образом проходит отбор соответствующей информации.
— В ходе исследования мы ожидали, что наиболее вероятным может быть конфликт на основе «памяти». Которая в свою очередь базируется на воспоминаниях о советском периоде, — подчеркнула Илеуова.
Мог ли СССР просуществовать до 21 века?
Что касается СССР, ностальгия по нему не стала явным трендом в общественном мнении. Доля сожалеющих о распаде СССР составляет третью часть от опрошенных (33%). Не жалеют 35%, а 32% либо сохраняют нейтралитет, либо не определились с ответом.
— Отношение к Советскому Союзу имеет линейную зависимость от таких переменных, как возраст, национальность и материальное положение домохозяйств, — отметила социолог.
Также сожаления чаще проявляются с возрастом. При этом «водоразделом» выступает когорта родившихся в конце 70-х и начале 80-х годов.
Русские и представители других этносов в два раза чаще сожалеют о распаде Союза, чем казахи (53% и 48% против 23%). Среди казахов не испытывает сожалений почти каждый второй (46%).
Ностальгия россиян по СССР достигла 10-летнего максимума
Наибольшие сожаления у респондентов с материальным положением ниже среднего — 44%
Чаще всего сожаления связаны с утратой доступных в советское время социальных благ:
— Идеализация советской эпохи происходит в основном за счет периода правления Леонида Брежнева (1964-82 гг.). Именно это время представляется как период стабильности, равенства, доверия и взаимопомощи – «белые годы, коммунизм», — отметила Илеуова.
Два Казахстана: население страны живет в параллельных мирах
Однако у старшего поколения есть и негативные воспоминания. Социолог выделила два уровня:
Особо Илеуова отметила, что исторические события
все реже воспринимаются как черные или белые и все чаще предстают в пограничном сером цвете
Далее она рассказала об общем знакомстве сограждан с историей.
Три исторических события хорошо известны всем возрастным группам (минимальный результат был 92%):
Меньше всего казахстанцы знают о реформах советских времен,
будь то реформы начала ХХ века (территориальное размежевание, индустриализация, коллективизация) или его конца (перестройка)
Очень негативное отношение к голоду 30-х годов, политическим репрессиям и открытию Семипалатинского полигона.
— Наибольший разрыв в уровнях знания о событии между молодежными и старшими возрастными группами отмечается в отношении периодов индустриализации и коллективизации в Казахстане, голода 30-х годов, освоения целины в 50-60 гг. и перестройки, — сказала Илеуова.
При этом с годами
молодежь знает все меньше о ключевых событиях. Это выявило сравнение показателей 2009 и 2019 годов
Русские чаще выражают позитивное отношение к установлению Советской власти, индустриализации, коллективизации и освоению целины. Казахи чаще, чем русские и представители других этносов, позитивно оценивают создание Алашской автономии, годы перестройки, декабрьские события 1986 года и распад Союза.
Большевики в Казахстане — зло или благо? — Султанов
— В целом потенциально самыми конфликтными событиями в восприятии истории советского периода можно назвать период коллективизации, перехода казахов на оседлое положение и распад Советского Союза, — сказала социолог.
Коллективизацию оценивали по-разному, причем у каждой точки зрения оказалось примерно равное количество сторонников. Одни считают, что она способствовала оседлости казахов и урбанизации (30%), другие говорят о кровавом преступлении сталинского режима (27%). Еще 32% отметили, что коллективизация в Казахстане имела как позитивные, так и негативные последствия.
В отношении распада Союза позитивные и негативные оценки оказались равны – 31% в обоих случаях
Негативные – «катастрофа, принесшая горе народам бывшего Союза»; позитивные – «закономерный финал и обретение независимости республиками».
Исследователи сделали два важных вывода :
Первый. Казахстанцы не воспринимают советский период как единый, целостный исторический этап. Чаще всего это «калейдоскоп вех», имеющих разную событийную и эмоциональную окраску — от голода и войны до «тучных лет». Единые установки и стереотипы пока не созданы (или, возможно, не могут быть созданы). В силу этого
не происходит эффекта «переворачивания стереотипа»: «Советский союз – хороший» на «Советский союз – плохой»
Второй. Наибольшая (в том числе и потенциальная) конфликтность у периода 20-30 гг. ХХ века. При этом нет резонанса между «историческими следами» в воспоминаниях и историческими источниками, которые должны предлагаться специалистами.
Можно ли возродить СССР, и есть ли такая цель? — эксперт
Начиная с ВОВ, в коллективной памяти все периоды сохранились достаточно хорошо. Особенно «позднего/развитого социализма», воспоминаний о котором, в том числе неписанных, масса.
— Таким образом, на основе памяти, возможно, можно отринуть только один из советских периодов – 20-30 гг. ХХ века. В то время как другие (например, застой), «память», наоборот, предлагает воспринимать в позитивном свете.
Укорененность установок связана еще и с тем, что «история» развитого советского периода сегодня не пишется и не переписывается в силу тесной видовой/родственной связи нынешнего политического режима с позднесоветским, — резюмировала Илеуова.