На самом деле нет, но «страшилку Советского Союза» все еще пытаются использовать.
Опасения насчет возрождения СССР во главе с Россией, во-первых, беспочвенны, а во-вторых – насаждаются извне. Этот ход используется для создания в регионе негативного имиджа самой идеи евразийской интеграции. Как считает Булат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета, реализации этой идеи будут мешать. И даже уже начали.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Интеграция уже сталкивается с довольно серьезными проблемами. Султанов полагает, что странам региона по решению ряда общих проблем до сих пор не удалось согласовать политику. Кстати, включая коллективную безопасность. Причина тому — «отсутствие доверия между политическими элитами государств». Что в свою очередь чревато неприятностями для всех.
— Центральная Азия может быть выбрана в качестве очередного театра гибридной войны для территориально-географического разъединения России и Китая
По аналогии созданной стены между Россией и Евросоюзом на Украине, — утверждает эксперт.
Куда Украину завели Майдан и «революция гидности»? — исследование
Тем более, что социально-экономическая ситуация в странах региона весьма сложная. Население беднеет, общество расслаивается. Хоть и разными темпами, но растет недовольство. И во что это выльется в итоге — вопрос до сих пор открытый.
Например, из-за большой безработицы сотни тысяч граждан становятся гастарбайтерами.
В Узбекистане на заработки за границу выехали около 3 млн человек. По неофициальным данным, уровень безработицы в стране составляет около 30%. В Таджикистане, при общей численности населения всего 8 млн, трудовых мигрантов около миллиона.
Денежные переводы мигрантов разрушают суверенитет Таджикистана
— С 2011 по 2014 годы они перевели на родину более 10 млрд долларов. Но вследствие экономической стагнации в России в 2015 году денежные переводы сократились в три раза.
Автоматически в три раза подорожали и товары первой необходимости для основной массы таджикского населения
— уточнил Султанов.
Похожая ситуация в Кыргызстане. Эксперт заявил, что американский институт Катона в феврале 2015 года включил эту страну в число двадцати самых бедных в мире. Почти треть населения отнесена к числу бедных: 1,8 млн человек, или 30,6% от общего числа жителей. Ранее положение как-то спасали все те же гастарбайтеры, но начиная с 2015 года их переводы сократились на треть.
— Поэтому гражданам Кыргызстана
приходится уповать на теневую экономику, доля которой, по разным данным, составляет более 50%,
— сказал Султанов.
В Туркменистане, по данным СМИ, дефицит продуктов питания, отменены многие льготы, такие как символическая плата за электроэнергию, воду, газ.
По мнению эксперта, на стабильность серьезно будут влиять внешние факторы. Тут сплелись интересы различных игроков, которые друг другу противоречат. И все это на фоне роста радикальных религиозных настроений в приграничных странах.
От худшего к плохому: три сценария исламизации Казахстана
— Мы не исключаем попыток боевиков ИГИЛ проникнуть в Центральную Азию, — сказал Султанов.
Усиливают работу в регионе и Запад, и Восток. Например, «Вашингтон обеспокоен политическим и экономическим усилением Китая, а также усиливающимся сближением Пекина с Москвой».
— В этих условиях США будут стремиться расколоть российско-китайский дуэт, сорвать сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Для этого
США направят усилия, чтобы убедить население в агрессивных устремлениях России с одной стороны и экономической экспансии Китая — с другой,
— утверждает Султанов.
Другая опасная тенденция с Запада – нарастание протекционизма и экономического национализма от Дональда Трампа.
Эксперт напомнил о выступлении Ангелы Меркель перед выпускниками Гарвардского университета 30 мая 2019 года. Она ясно дала понять, что взгляды Трампа для нее неприемлемы.
— В частности, в числе основных вызовов 21 века Меркель назвала протекционизм и торговые конфликты, создающие, по ее словам, угрозу для свободной мировой торговли и подрывающие тем самым основы всеобщего благосостояния, — сказал Султанов.
Однако эксперт считает, что для создания Большого Евразийского партнерства появилось «окно возможности». Для этого должно последовать сопряжение Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс — один путь» с последующим подключением стран ЕС и АСЕАН.
— Помимо практической пользы, создание Большого Евразийского партнерства
позволит ослабить опасения насчет возрождения СССР во главе с Россией,
насаждаемые Вашингтоном среди политических элит стран ближнего и дальнего зарубежья, — добавил он.
Как показывают опросы, большинство населения в Центральной Азии поддерживают евразийскую интеграцию.
Люди надеются, что в этом случае улучшится их благосостояние
Эксперт обрисовал также интересы России и Китая в Центральной Азии. Для России это продвижение своего проекта Евразийского Экономического союза. А также вопросы безопасности — в частности, против «афганских угроз». Тут, видимо, особые надежды на ОДКБ, которая и появилась для решения этих вопросов.
У Китая свои задачи:
А вот в самом регионе у стран разные внешнеполитические приоритеты. Только Казахстан граничит с двумя державами — Россией и Китаем.
Причем сухопутная граница с Россией — самая длинная в мире (более 6 тыс. км)
— Неудивительно, что для Казахстана ведущими внешнеполитическими приоритетами были, есть и будут Россия и Китай. Свой первый зарубежный визит президент Касым-Жомарт Токаев совершил в Россию, а Нурсултан Назарбаев в качестве уже экс-президента — в Китай, на Второй Пекинский форум «Один пояс — один путь», — подчеркнул эксперт.
Сходную позицию, но с некоторыми оговорками занимает Кыргызстан.
— Для Узбекистана острой проблемой является соседство с беспокойным Афганистаном. Ташкент, придерживаясь по-прежнему приоритетности двусторонних отношений, тем не менее начинает прощупывать почву для многостороннего сотрудничества в рамках Центральной Азии, — сказал Султанов.
Столицу Узбекистана предлагают перенести, а Мирзиёев будет лично принимать граждан – обзор СМИ
Таджикистан заинтересован в углублении сотрудничества с Ираном и Афганистаном. Одновременно «осторожное военно-стратегическое сотрудничество с Россией, а также финансовые и торгово-экономические отношения с Китаем».
Туркменистан фактически в состоянии изоляции.
— Нельзя не отметить еще две тенденции, которые навязываются странам региона извне. С одной стороны, русофобию и китаефобию, и с другой — попытки объединить тюркоязычные государства на основе языковой и культурно-цивилизационной идентичности, насаждаемые в регионе Анкарой. Наглядным примером русофобии являются попытки очернить Великую Победу советского народа в Великой Отечественной войне, — сказал Султанов.
Окончание следует