Широко развернутая пропаганда в стиле «китаец кыргызу друг» уже приносит свои плоды.
Синофобия — не самое редкое явление стран Центральной Азии. Жителей этих стран, мягко говоря, беспокоит сверхактивная экономическая экспансия китайцев. В обществе бытует мнение, что планы Пекина идут куда дальше, чем просто зарабатывание денег. Огромные долги, набранные правительствами у Китая, не говоря уже о коррупции и экологических проблемах, сопутствующих реализации инвестиционных проектов, лишь усиливают негативные настроения. Тем не менее приток китайских компаний и денег в регион не иссякает.
https://365info.kz/2019/01/chem-zakonchitsya-kitajskaya-ekspansiya-v-tadzhikistan-issledovanie
Как утверждает Еurasianet, для облегчения жизни своих рабочих и инвесторов в Кыргызстане китайское правительство и сообщество экспатов уже несколько лет ведут так называемое «пропагандистское наступление». Цель — завоевать расположение местного населения. И похоже, что в Кыргызстане уровень синофобии резко пошел на спад.
По мнению eurasianet.org, серьезного прогресса удалось добиться в 2013 году. Благодаря визиту главы Китая Си Цзиньпина в Бишкек. Тогда он обратился к кыргызским партнерам с просьбой «уделять больше внимания правам китайских предпринимателей». После этого положение китайцев улучшилось. Как говорят сами китайские предприниматели, как минимум милиция перестала останавливать их на улице с требованием предъявить все возможные документы.
Два года спустя открылся бишкекский филиал международной сети под названием «Центр обслуживания зарубежных китайцев», управляемой якобы добровольцами. Этот центр, которым руководят представители деловых кругов из числа экспатриантов, де-факто функционирует как подразделение посольства. То есть проводит работу по улучшению отношения местных жителей к китайцам.
Туркменистан спасался от российских долгов и набрал китайских — исследование
Основу в этом направлении уже заложил Институт Конфуция, инструмент культурной дипломатии Пекина. Уже более десяти лет в вузах Бишкека он организует конкурсы по пению, танцам, чтению стихов и настольному теннису.
Ван И, представитель бишкекского офиса «Центра обслуживания зарубежных китайцев», сказал, что это только начало.
«Мы считаем, что институты Конфуция проделали большую работу, но мы пытаемся сделать еще больше», – сказал он.
Декор в офисе «Центра обслуживания зарубежных китайцев» представляет собой странную смесь фольклора и идеологии. Керамика, фонари и другие традиционные украшения контрастируют с яркими красно-желтыми знаменами Коммунистической партии.
Дважды в год центр проводит благотворительные акции. Его представители консультируются с кыргызскими чиновниками, а затем идут покупать канцелярские товары и теплую одежду для школ, интернатов и домов престарелых. Пожертвования делаются от имени китайского народа, однако подобные мероприятия не афишируются.
«Мы не хотим, чтобы люди знали об этом, – объяснил Ван И. – Американцы склонны рекламировать все, что делают, а китайцы ведут себя скромно и не делают достоянием общественности».
Посольство Китая тоже вносит свой вклад. В 2015 году оно учредило награду для местных журналистов. Тех, кто по оценкам посольства, позитивно освещают китайско-кыргызские отношения.
Стоит ли ехать учиться и работать в Китай?
В 2017 году книжный магазин Синьхуа, часть отдела пропаганды Коммунистической партии, основал в Бишкеке культурный центр. На входе посетителей встречают внушительные стопки книги президента Си, посвященной его идеологии управления.
«Мы знаем, что в Центральной Азии много китайских бизнесменов, но китайскую культуру здесь продвигаем в основном мы», – сказал Eurasianet.org представитель Культурного центра Синьхуа Тэн Хао.
В Культурном центре Синьхуа говорят, что сюда ежегодно приходят 4000 местных посетителей. Многие из них – молодые люди, изучающие китайский язык. В центре проводятся чайные церемонии, показы китайской каллиграфии. Также организуются дискуссионные мероприятия для кыргызской молодежи, изучающей китайскую культуру.
«Некоторые китайские компании обратились к правительству Кыргызстана за поддержкой, но этого недостаточно. Китайцы здесь нуждаются в поддержке не только местного правительства, но и общественности», – сказал Тен.
В качестве примера Тен отметил, что работа таких компаний, как China Road and Bridge Corporation, занимающаяся ремонтом дороги, часто воспринимается с подозрением.
«Правительство Кыргызстана не смогло донести до местных жителей, почему компания ремонтирует дороги бесплатно», – пояснил Тен.
«Когда китайцы взялись за дорогу Сокулук – Военно-Антоновка, они завершили работу очень быстро. Они трудолюбивы и более профессиональны», – сказала Eurasianet.org Назгуль, жительница пригорода Бишкека лет 30-ти, работающая в сфере транспорта.
Культурный центр Синьхуа также занимается рекрутингом. Он пристраивает на работу в китайские компании кыргызскую молодежь с хорошим знанием китайского языка. Некоторым этот же центр помог со стажировкой в телекоммуникационном гиганте Huawei. А также устроил молодых кыргызов переводчиками для китайских горных инженеров на юге страны.
Межрегиональная инициатива Си «Один пояс — один путь» считается инфраструктурным проектом, но в ней имеется и интеллектуальный компонент. Университетские стипендиальные программы пользуются популярностью среди кыргызской молодежи. Ведь
студенты могут претендовать на стипендии, превышающие среднюю зарплату в Бишкеке
Диплом китайского вуза практически гарантирует трудоустройство в китайских компаниях, работающих в Кыргызстане.
Стипендиальная программа, запущенная в 2015 году компанией Zhongda China Petro и Северо-Западным университетом в Сиане, финансирует учебные курсы десятков кыргызских студентов-инженеров. К 2018 году 81 выпускник программы в Кыргызстане стали сотрудниками китайских компаний.
По словам нынешних студентов, преимущества такого образования заключаются не только в технических знаниях.
«Чтобы понять китайцев и то, как они ведут бизнес, недостаточно владеть английским языком», — сказал eurasianet.org Алмаз Эшбаев, студент из Кыргызстана, который сейчас учится в Шанхае. — Вы должны думать и говорить, как они».