В Астане прошла первая встреча Касым-Жомарта Токаева с президентом Европейского совета Антониу Коштой. ЕС остаётся крупнейшим партнёром Казахстана: 80% товарооборота ЕС с Центральной Азией приходится на нашу страну, а инвестиции превысили $200 млрд. Визит Кошты стал сигналом готовности углублять сотрудничество в энергетике, логистике, доступе к критически важным ресурсам и либерализации визового режима. Почему регион стал стратегическим и какую роль в отношениях с ЕС играет Казахстан — мы поговорили с кыргызским политологом, директором Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорем Шестаковым.

— Игорь Альбертович, как вы оцениваете значение визита председателя Европейского совета Антониу Кошты в Астану для Казахстана и всего региона Центральной Азии? Почему, на ваш взгляд, именно сейчас ЕС усиливает дипломатическую активность в отношении Казахстана?
— За последние два-три года Центральная Азия стала играть куда более заметную роль на мировой арене. И те форматы, которые ранее были для нас привычнее, например, «Центральная Азия плюс Европейский союз», сейчас трансформировались в «Центральная Азия плюс Германия», «Центральная Азия плюс Италия». То есть не сам ЕС как организация, а отдельные государства, ведущие страны Европы, проявляют интерес к прямому диалогу с нашим регионом.
Думаю, громкие обещания, которые стали давать европейские лидеры, касаются прежде всего расширения торгово-экономического взаимодействия, использования новых транспортно-логистических маршрутов. Это особенно важно в контексте поставок китайских товаров в Европу, поскольку привычный маршрут через Россию с 2022 года фактически не работает. Всё это отражает реальные интересы крупных мировых игроков, и сегодня Центральная Азия перестала быть периферией геополитической карты.
Конечно, одна из ключевых ролей принадлежит Казахстану, который лидирует в торгово-экономической повестке со странами Европейского союза. В 2024 году товарооборот превысил 40 млрд евро. И нынешний визит представителя ЕС наверняка будет способствовать тому, что показатели возрастут.
К тому же Европа не хочет отставать от США. Встреча С5+1 в Вашингтоне, которую, по-моему, более логично называть не «Центральная Азия плюс США», а «Центральная Азия плюс Трамп», стала первой в истории, когда президент США принял лидеров Центральной Азии у себя в резиденции в Белом доме. Поэтому здесь понятно устремление руководителей Европейского союза также не снижать планку сотрудничества.
— В этом году исполняется 10 лет с момента подписания Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС. По вашему мнению, какие направления сотрудничества стали ключевыми в переговорах Токаева и Кошты?
— Главные направления связаны прежде всего с тем, что сегодня мир нуждается в редкоземельных металлах, или их сейчас называют критически важное сырье. Казахстан является одним из ведущих мировых государств с большими запасами такого сырья. ЕС не хочет отставать от США, Великобритании, которые также заинтересованы в добыче этих материалов. Ну и не надо забывать про Китай. Здесь существует геополитическая конкуренция в борьбе за природные ресурсы Центральной Азии и Казахстана в первую очередь. Кроме того, Казахстан также является крупным поставщиком нефтепродуктов, и в системе товарооборота эта категория занимает лидирующие позиции.
Кроме того, ключевым элементом остаётся транзит, так называемый Средний коридор, связывающий Китай и Европу через Центральную Азию. Он тоже является стратегическим для Европейского союза, поэтому в этом плане мы точно «обречены» на расширение дружбы, поскольку не так много альтернатив у европейских государств, которые сегодня достаточно активно экспортируют китайскую продукцию в свои страны.
Если брать Кыргызстан, к примеру, то его товарооборот с ЕС достаточно скромный — едва превышает 2 миллиарда евро. Это говорит о том, что есть еще в каком направлении работать. В структуре доминирует импорт, а экспортные позиции слабы. Это касается практически всех стран региона. То есть, наши товары в общем-то пока неконкурентоспособны на европейском рынке. Об этом надо говорить. Речь не идет о сырьевых ресурсах, речь идет именно о промышленном производстве – здесь мы пока не выдерживаем конкуренцию. И я думаю, что нас особо и не ждет никто на европейском рынке, поэтому здесь могут работать только инвестиционные механизмы.
— В ходе переговоров Касым-Жомарт Токаев отметил достигнутые договоренности по заключению соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии. Это стало первым подобным процессом между Европейским союзом и государством Центральной Азии. Какое значение имеет такая инициатива?
— Переговоры в Брюсселе касались визовых ограничений, эта тема актуальна и для Кыргызстана. Например, у нас в свое время получить визу в Европу не могли даже представители спортивных клубов, которые должны были выступать на европейских международных турнирах. У них возникали сложности с получением визы. Визовый режим — это тот шлагбаум, который сегодня во многом закрывает перспективы торгово-экономического сотрудничества между странами региона ЦА и Европой не на уровне правительств, а на уровне бизнеса и общества. Часто предприниматели сталкиваются со сложностями при деловых поездках в ЕС, если речь не идёт о крупных форумах или подписании крупных контрактов. Поэтому упрощение визового режима может реально расширить сотрудничество на уровне бизнеса, образования, культуры и личных контактов.
— Как вы оцениваете роль президента Касым-Жомарта Токаева в формировании современной модели отношений Казахстана — и региона Центральной Азии в целом — с Европейским союзом?
— Роль президента Казахстана — ключевая. Токаев — опытный дипломат, который понимает, как выстраивать диалог не только на двустороннем уровне, но и в региональном контексте. Когда появится Центральноазиатский союз, а я думаю, что он всё-таки будет сформирован, поскольку лидеры Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана активно продвигают интеграционную повестку, здесь у Казахстана будет колоссальный опыт взаимодействия со странами Европейского союза. Это, возможно, станет определенным фундаментом в выстраивании внешнеполитической доктрины будущего Центральноазиатского союза.
— Визит Кошты в Казахстан состоялся на фоне новых мирных переговоров по Украине. Как вы оцениваете потенциал Казахстана как мирной платформы региона? И насколько это отвечает интересам страны и всей Центральной Азии?
— Казахстан уже выступал как страна-медиатор и миротворец, предоставляя свою площадку для урегулирования конфликтов, что хорошо видно на примере сирийского кейса: тогда Казахстан оперативно подключился к процессам урегулирования гражданского противостояния, которое тогда происходило в этой стране.
С начала СВО в феврале 2022 года Казахстан и другие страны Центральной Азии заняли нейтральную позицию, но при этом президент вашего государства предлагал проводить мирные переговоры в Казахстане. И это понятно, потому что Казахстан, Украину и Россию связывает не только историческое прошлое, но страны взаимодействовали в том же СНГ. Я думаю, что Токаев хорошо знаком с политической элитой Украины, которая формировалась в 90-е годы на заре независимости, есть личные связи и контакты.
Я думаю, что прогресса по мирному урегулированию ситуации между Украиной и Россией на казахстанской площадке было бы не меньше, чем, например, в ходе стамбульских переговоров, которые, по сути, привели лишь к договоренности об обмене пленными. Поэтому в целом турецкий кейс не сработал пока на должном уровне в урегулировании этого военного конфликта.
На мой взгляд, у Казахстана как мирной платформы было бы гораздо больше потенциала в том, чтобы установился мир на постсоветском пространстве. Хотя, безусловно, многое зависит прежде всего от тех условий, которые выдвигаются Москвой и Киевом для проведения результативных переговоров.