Текущий казахстанский политический ландшафт действительно уникален. В нем присутствуют одновременно две ключевые политические фигуры — глава государства Касым-Жомарт Токаев и Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Соответственно, удобнее всего проецировать дуализм на все политические процессы. И удобна эта логика именно в силу ее примитивизма и упрощенного восприятия мира.
В реальности стереотип о двоевластии является только одним из этапов трансформации общественного восприятия произошедшей в стране смены верховной власти. На глубоком смысловом и психологическом уровне. Характеризуемом в категориях «верю/не верю».
Достаточно вспомнить, что еще весной подавляющее большинство граждан не поверили в реальность смены власти. Принимая случившееся 19 марта за ловкий маневр. В условиях которого второго президента общественность не наделяла подлинной политической субъектностью.
Однако уже к лету стали говорить о дуумвирате, то есть коллективном правлении первого и второго президентов. Чем эксперты и обыватели уже по-своему «повысили» роль Токаева до партнёрского уровня в союзе двух главных фигур страны.
Теперь стал настойчиво циркулировать тезис о двоевластии. То есть предполагается наличие двух независимых друг от друга самостоятельных центров власти?
В данном тезисе налицо очередная эволюция уровня восприятия второго президента как уже самостоятельной фигуры
Процесс вступления во властные полномочия не ограничивается инаугурацией, а лишь начинается с нее. По мере этого изменяется и отношение населения к своему президенту. Поскольку изначально избиратель выдает лишь кредит доверия, а после оценивающе присматривается, как этим кредитом распорядится избранник.
Именно этот процесс и переживает сегодня институт второго президента. И судя по стремительной эволюции уровня его восприятия, проходит его достаточно уверенно и быстро.
Одновременно с этим проходит и эволюция восприятия его предшественника в новом качестве. Статус Елбасы-Лидер нации в силу частного употребления одновременно с прежней должностью в массовом сознании стал восприниматься неразрывно, как приложение. В то время как этот статус сам по себе является законодательно закрепленным институтом. Который также еще предстоит осознать и принять.
То есть двоевластие существует только в фантазиях обывателей и определенных консервативно настроенных кругов, которые не желают принимать неизбежные изменения. И самое парадоксальное: говоря о «факторе Назарбаева», эти
обыватели не принимают во внимание мнение самого Назарбаева, каждый свой выход призывающего сплотиться вокруг второго президента