Сами предприниматели говорят, что сейчас плохо. Но дальше будет еще хуже.
Половина бизнесменов не планируют рост, а каждый пятый и вовсе готов бросить бизнес. И уйти в наемные работники. Таковы итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
При проведении опроса сотрудники центра опросили 500 российских предпринимателей. Для полноты картины были выбраны представители малого, среднего и крупного бизнеса. Целью проведения опроса было выяснить мнение самих предпринимателей относительно нынешней экономической ситуации в РФ. Она оказалась не радужной.
Так, 71% респондентов заявили, что сейчас в России для ведения бизнеса складываются неблагоприятные условия
Тех, кто считает, что сейчас самое подходящее время для предпринимательства, оказалось всего 2%. Еще четверть опрошенных оценили обстановку как «скорее благоприятную».
Достаточно неожиданным выглядят ответы на вопрос:
«Когда-то вы приняли решение заниматься своим бизнесом. Если бы перед вами снова стоял выбор, работать на чужую компанию или иметь свое дело, как бы вы поступили?».
Каждый пятый предприниматель сообщил, что предпочел бы трудиться наемным работником
При этом 4% от общего числа респондентов заявили, что готовы на этот шаг даже несмотря на то что потеряют в деньгах.
Достаточно единодушно опрошенные ВЦИОМ предприниматели оценили влияние государства. Четверо из пяти считают, что государство не уделяет достаточного внимания поддержке предпринимателей и развитию бизнеса.
81% респондентов заявили, что главное негативное влияние на бизнес в России оказывает уровень благосостояния населения. Трудно вести торговлю, когда у клиентов нет денег.
Поддерживать надо народ, а не бизнес — экономист
Стоит отметить, что в России на протяжении уже достаточно продолжительного периода времени снижаются реальные доходы населения. И естественно, это не может не сказаться на покупательской способности.
Достаточно сильное негативное влияние на ведение бизнеса оказывает монополизация некоторых рынков. На этот минус указали 70% респондентов.
Еще больше (72%) считают проблемой высокий уровень коррупции
Интересно, что 7% считают взяточников скорее позитивным фактором для бизнеса. При этом 17% заявили, что коррупция никак не влияет на ведение дел.
Еще один интересный итог опроса: 58% его участников считают проблемой недостаток квалифицированных кадров. При этом в качестве управления сомневаются лишь 21% опрошенных. Таким образом, в проблемах бизнеса предприниматели склоны винить в первую очередь не управляющих, а рабочих.
Главный риск для российских предпринимателей – дальнейшее снижение покупательской способности и, как следствие, спроса. Его считают высоким и очень высоким 72% респондентов. Тревогу вызывает и работа государственных органов:
Изменения политической ситуации бизнес боится меньше всего: с этим риском считаются 26% опрошенных. Еще меньше (25%) опасаются возможности рейдерских захватов.
«Из полученных результатов мы видим, что для государства основным ресурсом улучшения инвестиционного климата сегодня является курс на повышение качества работы государственных институтов — судебной системы, правового поля, силовых структур. Эти сферы в большей степени можно отнести к числу управляемых факторов, чем ситуацию в макроэкономике.
97% казахстанского бизнеса полностью зависит от госзакупок — Турсынкан
По всей видимости, сильное влияние на бизнес оказывают резонансные процессы последнего времени», прокомментировал результаты опроса генеральный директор ООО «Центр социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
Ожидания у участников рынка также не самые оптимистичные. Лишь 3% респондентов совершенно уверенны, что в ближайшие 5 лет условия для ведения бизнеса станут лучше. Тех, кто точно уверен, что все будет только хуже, в 7 раз больше – такой прогноз дали 21% опрошенных.
В целом ухудшения ситуации ожидает 51% предпринимателей
Пессимизм заметен и в планах развития. 10% опрошенных в ближайшие 3 года планируют свернуть производство, 6% — продать бизнес. Треть опрошенных заявила, что их бизнес-план сводится к сохранению текущего уровня. То есть половина респондентов и не думает о развитии собственных компаний. Впрочем, тех, кто готов вкладываться в долгосрочное развитие, также немало – 23%.