Эксперты говорят, что основная цель Китая — размещение военных баз, что ударит и по Австралии, и по США.
Крошечные островные государства стали центром начавшейся битвы за власть в тихоокеанском регионе. На переднем крае Австралия и Китай. Оружие — деньги. Точнее, инвестиции.
Участие иностранцев в экономике этих государств не является чем-то из ряда вон. В свое время большинство из 14 государств были под колониальными правительствами, сейчас они все независимы. Но только де-юро. Де-факто, из-за слабого экономического роста
это наиболее зависимый от помощи извне регион мира
Долгое время крупнейшим донором островов была Австралия. И в этом есть смысл. Хотя бы потому что Австралия является самой богатой страной в Океании. Поэтому в ее интересах политическая и экономическая стабильность в регионе, что нивелирует риски незаконной миграции.
Более того, во время переписи 2016 года более 200 тыс. граждан Австралии обозначили своим местом рождения именно островные государства.
И наконец, премьер-министр страны Скотт Моррисон, вступая в должность, в прошлом году заявил, что приоритет внешней политики — это острова.
«Это наша часть мира. Здесь у нас особые обязанности. Мы более чем просто добровольные партнеры. Мы связаны как члены одной тихоокеанской семьи».
Но в последние годы симпатии островов явно на стороне Китая — неожиданно он стал крупным региональным игроком.
На островах Тихого океана проживает менее 10 миллионов человек. Это меньше, чем, например, население Швеции. Регион находится в тысячах миль от Пекина. Совокупный ВВП островных государств — около $34 млрд, менее 1% от общего ВВП Китая.
Однако примерно с 2005 года оттуда хлынул поток инвестиций, и с каждым годом он только растет.
«Австралия, безусловно, очень обеспокоена уровнем инвестиций из Китая», — сказал в интервью CNN Майкл О’Киф, эксперт по международным отношениям в Тихоокеанском регионе Мельбурнского университета Ла Троб.
В войне Китая и США победителей не будет — посол
Экспертные дискуссии внутри страны, что над влиянием Австралии нависла китайская угроза, привели к тому, что новый премьер-министр предпринял решительные шаги. Несмотря на то, что начиная с 2013 года помощь островам со стороны Австралии не сокращалась, премьер Моррисон сразу после вступления в должность создал инфраструктурный фонд в размере $1,5 млрд для поддержки стран региона.
По крайней мере, с начала 1990-х годов австралийское правительство финансировало в основном реформы. В общем бюджете инвестиций за все годы (а в основном это безвозмездные гранты) только около 20% пошло на создание инфраструктуры и содействие развитию торговли. Тогда как остальные гранты предназначены для поддержки «эффективного управления».
Эта категория помощи в основном относится к проектам, которые учат, как нужно строить демократическое государство. Что еще интересно, львиная доля грантов представляет собой так называемую «помощь бумеранга». То есть
выделенные деньги в основном выплачиваются австралийским специалистам и компаниям, которые работают на проектах
Первый сигнал, что «что-то пошло не так», прозвенел в 2002 году. В государстве Соломоновы острова прогремели взрывы. Нищета превысила разумные пределы и оппозиция взялась за оружие. Однако австралийские политики, оценив это как угрозу безопасности Австралии, решили, что причина кризиса в неэффективности обучения. А значит, нужно скорректировать учебные программы для правительств.
О том, что такой подход к помощи островам существенно не влияет на экономический рост дважды, еще в 2003 и 2010 годах, доказывала австралийский экономист Хелен Хьюз.
Ее выводы 10-летней давности в 2014 году подтвердил и Всемирный банк. По его данным, в большинстве тихоокеанских островных стран
более 20% населения не в состоянии удовлетворить свои основные потребности
Кроме того, эффективность австралийских грантов ставит под вопрос и сам факт крайне медленного экономического роста островных государств.
Однако правительство Австралии приоритеты финансирования не поменяло. И тут пришли китайцы.
Китай гранты не дает, он дает кредиты. И при этом спрашивает правительства островных государств, что им собственно нужно. В результате все инвестиции Поднебесной идут на развитие инфраструктуры.
Например, в Папуа-Новой Гвинее в 2017 году Китай модернизировал дороги, вложив $85 млн. Между тем Австралия за 15 лет потратила $219 на повышение уровня просвещения в области гигиены и профилактики ВИЧ.
В государстве Вануату она вложила $26 млн в обучение чиновников, как правильно и эффективно управлять городской инфраструктурой. Китай дал $80 млн и помог построить современный торговый порт.
И так практически в каждом островном государстве Тихого океана.
В Австралии пытаются донести до островов, что кредиты это плохо, и Китай загоняет их в долговую яму. Однако толку от этого мало. Как и от отчета МВФ, который заявил, что
из 14 тихоокеанских островных государств шесть подвержены высокому риску долгового бремени
То есть, скорее всего, они не выполнят своих обязательств по кредитам.
В свою очередь посол США в Австралии Артур Б. Кулвахаус назвал расходы Китая на Тихоокеанский регион дипломатией «ссуды до зарплаты«, намеренно заставляя страны брать на себя непосильные долги, чтобы купить политические рычаги.
Но пока это ничем не подтверждается. Более того, в прошлом году были опубликованы результаты исследования австралийских экспертов. В документе говорится, что единственной страной, где доминируют китайские кредиты, является Тонга. В большинстве же государств долг другим странам намного превышает китайский.
Это вопрос действительно на миллиард. И однозначного ответа нет. У экспертов есть только версии. Одна из них представляется наименее вероятной.
Мол, таким образом Китай поддерживает соотечественников, живущих в тихоокеанских государствах. Данные по численности китайцев на островах скудны, но в 2006 году, судя по переписи населения, их там насчитывалось не более 80 тысяч. При этом основная часть мигрировала, чтобы работать на китайских проектах.
А вот остальные версии имеют полное право на жизнь. При этом нельзя исключать, что инвестиционная активность Поднебесной в Тихом океане преследует сразу несколько целей.
Первая — экономическая
Многие из островов богаты такими ресурсами, как древесина, минералы и рыба. С 2011 года Пекин вложил больше средств в Папуа-Новую Гвинею (ПНГ), где находятся золотые и никелевые рудники, сжиженный природный газ и леса, чем в любой другой остров в Тихом океане.
Вторая — дипломатическая
Во-первых, существует проблема Тайваня, который претендует на независимость от Пекина. Тайвань как независимое государство официально признают только 16 стран, и шесть из них находятся в южной части Тихого океана.
Папуа-Новая Гвинея, куда инвестируют и Тайвань, и Китай, в прошлом году ухудшила свои дипломатические отношения с Тайванем, что могло быть вызвано давлением со стороны Пекина.
Соломоновы острова, которые также признает независимость Тайваня, до конца года могут пересмотреть свою позицию. Бывший премьер-министр страны Гордон Дарси Лило признал, что на изменение курса могут повлиять инвестиции в страну.
Есть и другая причина, по которой Китай хотел бы заручиться поддержкой островных государств. Все население 14 островных государств Тихого океана насчитывает примерно столько же, сколько живет в одном китайском городе. Однако и у Китая, и у каждого из этих государств в Генеральной Ассамблее ООН по одному голосу. Поэтому слабые тихоокеанские друзья могут стать весомой поддержкой.
Острова могут стать местом дислокации военных баз.
В апреле 2018 года газета Sydney Morning Herald сообщила, что официальные лица из Китая и Вануату вели переговоры о создании постоянного военного присутствия на острове. Впрочем и Пекин, и Вануату эти сообщения опровергли.
Однако появление китайских военных баз в южной части Тихого океана исключать нельзя. И это станет проблемой и для США, и для Австралии. Американские военные держат под контролем регион со времен второй мировой войны. На данный момент у них есть две базы: на Гуаме и Маршалловых Островах.
Острова, простирающиеся от Японии до Тайваня и Филиппин, а также до Гуама и Палау, образуют линии, известные как первая и вторая цепочки островов. Военные теоретики видят в них возможность для США не дать Китаю получить стратегическое преимущество в регионе.
В отчете Комиссии по обзору экономики и безопасности США и Китая за 2018 год заявлено, что китайская военная база в этом регионе может помешать военному доступу США. И значительно повлиять на ключевых партнеров — Новую Зеландию и Австралию.
Три из пяти основных морских торговых путей Австралии проходят через Тихий океан. Даже если Китай не будет угрожать этим маршрутам, его присутствие может создать проблемы в будущем. А это сильно ударит по экономике Австралии.
На прошлой неделе премьер-министр ПНГ Джеймс Марапе заявил, что его страна открыта для инвесторов.
«Будь они из Китая, Австралии или всего мира, для нас это несущественно», — сказал он.
В то время как глава Тайваня публично отказался от китайских инвестиций, многие тихоокеанские островные страны относятся к Китаю позитивно.
«Мы действительно очень благодарны», — сказал в начале этого года фиджийский политик Рату Эпели Наилатикау .
А премьер-министр государства Острова Кука Генри Туакеу Пуна заявил, что независимые государства сами решают свою судьбу.
«Тихоокеанские острова открыты для денег, откуда бы они ни исходили. Я думаю, что Тихоокеанский регион чувствует, что получает что-то, что приносит нам пользу».
Что касается Китая, на вопросы издания BBC официальный представитель Министерства иностранных дел Поднебесной ответил так:
«Китай на равных, взаимовыгодных, открытых и устойчивых принципах оказывает подлинную помощь тихоокеанским островным странам. Без какой-либо политической привязанности».
При этом он добавил, что Китай улучшил условия жизни жителей островов. Более того, «завоевал широкое признание».
«Является ли помощь Китая хорошей или плохой, это «долговая ловушка» или «манна небесная»? У населения островов есть свое мнение, и последнее слово остается за ними».