Планы по внедрению в Кыргызстане биометрических паспортов реализуются не совсем гладко. Уже прошел ряд крупных арестов и увольнений. Последней новостью стала отставка председателя Госкомитета национальной безопасности.
Идрис Кадыркулов подал в отставку на фоне обвинений о его лоббировании интересов компании, проигравшей заявку на изготовление бланков биометрических паспортов.
Кыргызстан в ЕАЭС получил много уступок — но не Казахстан
Глава Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана стал последней жертвой скандала с сомнительным тендером. Который возмутил гражданское общество и поставил под вопрос реализацию цифровой повестки страны.
Идрис Кадыркулов ушел в отставку 15 мая. Это случилось вскоре после заявления экс-чиновницы о его помощи иностранной компании, предлагавшей поставить оборудование для изготовления бланков новых кыргызских биометрических паспортов.
Ситуация выглядит для Кадыркулова особенно плохо,
так как ранее за схожие действия ГКНБ с большой помпой завел уголовные дела в отношении трех бывших чиновников.
14 мая ГКНБ вынужден был признать, что в декабре 2018 года Кадыркулов присутствовал на встрече с представителями швейцарской фирмы KBA‑NotaSys. На ней обсуждалось производство бланков новых биопаспортов. Согласно заявлению ведомства, Кадыркулов выступил между этой фирмой и Государственной регистрационной службой (ГРС) лишь посредником.
Выдержит ли Кыргызстан испытание золотом?
По словам как ГКНБ, так и бывшего руководителя ГРС Алины Шаиковой, представители ГРС отказались от услуг швейцарской компании. Утверждая, что ей нечего предложить Кыргызстану.
Шаикова, уволенная с должности в апреле, на прошлой неделе намекнула, что в отместку Кадыркулов начал уголовное расследование в отношении ее бывших коллег.
ГКНБ заявил, что
в факте подобной встречи нет ничего предосудительного, и обвинил Шаикову в поливании комитета грязью,
чтобы «избежать ответственности». В итоге тендер — проведенный, кстати, совсем небезупречно — выиграла литовская компания.
На основании жалоб проигравших фирм в апреле были арестованы трое высокопоставленных чиновника. Им было предъявлено обвинение в сговоре с литовской компанией Garsų Pasaulis. На фоне уголовного расследования результаты тендера были аннулированы. Это побудило Garsų Pasaulis подать на арбитраж. По данным кыргызской службы РСЕ/РС,
Кыргызстан беднеет: трудовые мигранты с трудом спасают бюджет
в качестве компенсации компания требует 60 млн евро. В том числе за ущерб, нанесенный ее репутации
Тем временем авторитетные политические деятели выступили в соцсетях в поддержку арестованных ГКНБ чиновников. Считается, что они, как и Шаикова (которая, несмотря на увольнение, судя по всему, не под следствием), в рамках цифровой повестки страны обеспечили осуществление в последние годы многих реформ.
Переход к цифровому правительству – бизнес выгодный, и нет ничего удивительного, что за контроль над контрактами в этой сфере идет ожесточенная борьба.
В своем обращении к парламенту в апреле Кадыркулов назвал Garsų Pasaulis «нехорошей фирмой»
Раскол элит Кыргызстана находится в стадии формирования — эксперт
Но это не помешало ему выступить в качестве посредника KBA‑NotaSys, оказавшейся замешанной в ряде коррупционных скандалов в разных странах, включая Казахстан.
В 2017 году швейцарская прокуратура наложила на компанию штраф в размере $35 млн за несоблюдение швейцарского антикоррупционного законодательства, касающегося зарубежных контрактов.
Пока неясно, последует ли за отставкой Кадыркулова прекращение уголовного преследования вышеупомянутых чиновников или даже заведение дела на самого Кадыркулова.