Участие Кыргызстан в интеграционном объединении вызывает некоторые вопросы. Сегодня многие пытаются понять, чего он добился за время своего членства в ЕАЭС, насколько перспективно его дальнейшее пребывание в союзе и что принесло другим участникам интеграционного объединения членство этой республики.
Сказать, что экономическая ситуация в Кыргызстане до его вступления в ЕАЭС оставляла желать лучшего, значит ничего не сказать. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, число промышленных предприятий с 2010 по 2014 годы сократилось на 8%.
Если в 2010 году их было 1903, в 2014 году количество сократилось на 158, составив 1745 единиц. При этом, согласно данным Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете, в Кыргызстане на момент обретения суверенитета (1991 год) насчитывалось более 53 тыс. предприятий.
Информация республиканского Нацстаткома показывает, что в 1990 году объем промышленного производства в республике составлял более 46% ВВП. Аналогичный показатель в 2017 году — лишь 18,2%. К слову,
объем ВВП в 1991 году, снизившийся в годы кризиса, был достигнут только через 17 лет, в 2008
Большой проблемой оставалось трудоустройство населения. После череды реформ, связанных с передачей госпредприятий в частную собственность, многие стали закрываться и тысячи специалистов оказались безработными.
Только за период с 2010 по 2014 годы количество работников промышленных предприятий сократилось более чем в 2 раза
– с 267 до 126 тыс. человек. Оставшиеся без источника существования люди были предоставлены сами себе, пополнив армию безработных и самозанятых и были вынуждены регулярно выезжать на заработки в соседние страны.
Напряженная ситуация наблюдалась и в финансовом секторе. Так, кредиторская задолженность предприятий в год вступления республики в ЕАЭС выросла на 43,779 млрд сомов, рост по сравнению с 2010 составил 45,1%.
Добавим также, что до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в республике отмечалось снижение привлекательности инвестиционного климата. В 2014 году по сравнению с 2011 накопленные запасы прямых инвестиций снизились на 62%.
ЕАЭС, став реальным механизмом сближения экономик стран-членов объединения, придал стимул развитию многосторонних отношений в рамках союза.
Став полноценным членом ЕАЭС, Кыргызстан решил для себя ряд задач
Во-первых, был расширен рынок сбыта за счет партнеров по интеграционному объединению. Учитывая емкость единого рынка (более 180 млн чел.), у Кыргызстана появились достаточно радужные перспективы.
Во-вторых, благодаря применению более высокого единого таможенного тарифа была получена возможность для развития внутреннего производства.
В-третьих, став частью ЕАЭС, Кыргызстан сделал упор на повышение конкурентоспособности наиболее перспективных сфер национальной экономики (текстильной и сельскохозяйственной отраслей).
В-четвертых, повысилась инвестиционная привлекательность отраслей, имеющих наибольший экспортный потенциал.
Наконец, членство Кыргызстана в ЕАЭС способствовало снижению рисков и повышению стабильности внутри республики – факторов, необходимых для привлечения долгосрочных инвестиций.
Сам процесс вступления Кыргызстана в ЕАЭС представляет довольно интересную историю, принимая во внимания те условия, на которых республика вошла в состав интеграционного объединения.
Напомним, что Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года был подписан главами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России только 23 декабря 2014 года. А сам переговорный процесс по присоединению республики к ЕАЭС стартовал еще в 2011 году.
Однако несмотря на 4-летний подготовительный этап, на конец 2014 года Бишкек так и не выполнил необходимый минимум мероприятий по присоединению к ЕАЭС, предусмотренный рядом «дорожных карт» с оговоренными в них мерами по плавной интеграции кыргызской экономики в объединение.
Учитывая взаимный интерес участников процесса,
для Бишкека были созданы условия для согласования своих позиций со стандартами ЕАЭС
Впоследствии Кыргызстану также предоставлялись «комфортные условия». Согласно протоколу, до 1 января 2017 года 300 предприятий получили право на промышленные субсидии. Для этого они должны соответствовать трем требованиям:
1. Зарегистрированы до 1 января 2015 года.
2. Регистрация проведена в трех свободных экономических зонах:
3. Действовать в режиме так называемых «свободных складов»:
Кроме того,
предприятиям было предоставлено право на беспошлинный ввоз товаров (сырья) из третьих стран
При этом после производственного цикла конечная продукция обретала легитимный статус товара, произведенного в рамках ЕАЭС.
Вызывают вопросы и другие уступки Бишкеку, на которые пошли Астана, Минск и Москва. Особое место здесь занимает автомобильная тема. Дело в том, что
до 1 января 2020 в КР разрешается ввоз автомобилей по ставкам, установленным до членства в союзе
Это означает, что физлица могут ввозить авто для личного пользования на территорию республики. К ввозимым машинам применяются ставки «в соответствии с законодательством КР» (п. 26 приложения № 1 к Протоколу), а не общепринятые в таких случаях.
Которые в свою очередь указаны в одном из приложений Соглашения о порядке перемещения физлицами товаров для личного пользования через таможенную границу тогда еще Таможенного союза и совершения таможенных операций от 18 июня 2010 года.
Наряду с этим
кыргызстанцы могли свободно продать свои автомобили на территории других стран-членов ЕАЭС без каких-либо доплат
(п. 40 приложения к Протоколу) при условии, что они были ввезены на территорию республики до 1 января 2014 года («точка отсчета»). Это в большей степени было связано с опасениями Астаны, обеспокоенной перспективой ввоза на территорию Казахстана кыргызских автомобилей, которые после снятия таможенных границ могли хлынуть в республику.
Более дешевые и относительно «свежие» машины могли обрушить автомобильный рынок Казахстана,
где установились неоправданно высокие цены как на новые, так и на авто, выпущенные более 17 лет назад.
Помимо этого Бишкеку были предоставлены и другие комфортные условия, которые позволили республике сделать временный запас для своей успешной интеграции в ЕАЭС.
Предоставленные возможности были использованы Кыргызстаном в полной мере, чего не скажешь о других членах ЕАЭС,
которые согласились предоставить республике вышеназванные уступки. Кроме этого, много вопросов вызывает чрезмерно большое расхождение в цифрах как торгового оборота членов ЕАЭС и КР, так и других аспектов сотрудничества между странами.