Второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и до объявления внеочередных выборов обладал полной легитимностью так же, как и принятые им решения. Это мнение разделяет большинство казахстанских политологов. После выборов места для сомнений не останется вовсе. О том, чем интересна процедура смены власти в стране, разбирались наши корреспонденты.
Первые признаки надвигающихся перемен появились еще 20 июня 2018 года, когда спикер сената Касым-Жомарт Токаев в эфире BBC заявил, что Нурсултан Назарбаев вряд ли будет баллотироваться в президенты в 2020 году. 4 февраля 2019 президент обратился в Конституционный совет за разъяснениями относительно оснований для досрочного прекращения своих полномочий. Свой поступок Назарбаев объяснил уже на следующий день: он сообщил, что
это рутинный вопрос, вызванный неопределенностью условий, при которых президент по своей воле может оставить пост
«Нет этого. Во всех конституциях мира это есть. В связи с тем, что такой вопрос мне задавали, я попросил Конституционный совет разъяснить это. Ничего такого нет и шуметь вокруг этого не надо.
Конечно, всех интересуют самые интересные вопросы – выборы, транзит и так далее. Читайте Конституцию, читайте законы о президенте, там все четко расписано, когда выборы происходят, когда срок приходит», — заявил глава государства и добавил, что досрочные выборы Казахстану не грозят.
Вряд ли в мире найдется лидер, обладающий такими возможностями, как Токаев
21 февраля Назарбаев во время видеообращения к народу отправил в отставку правительство. С 25 февраля и до середины марта формировался новый состав кабмина. А 19 марта неожиданно и для казахстанцев, и для мировой общественности первый президент Казахстана объявил о своем уходе. 20 марта полномочия главы государства перешли к спикеру Сената Касым-Жомарту Токаеву.
При этом на многие вопросы почти сразу дал ответ экс-глава Конституционного совета РК Игорь Рогов.
«Наша Конституция не знает понятие и.о., у нас нет исполняющих обязанности
После принесения присяги он становится президентом, никаких приставок. Он будет президентом до истечения срока полномочий своего предшественника», — сказал Рогов.
При этом в казахстанском законодательстве есть масса интересных нюансов — мало кто, например, помнит, что механизм досрочных выборов в случае смены власти был отменен в октябре 1998 года, после внесения очередных изменений в Конституцию.
Главный редактор биографического сборника «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашибаев напоминает, что до этого момента
в Казахстане действовала французская модель, которая предусматривала досрочные выборы в случае ухода первого лица
«Эта модель была заменена на американскую. С тем, чтобы в случае ухода президента по тем или иным причинам, его полномочия принимал на себя председатель Сената. Если он не может, то председатель Мажилиса, а если и он не может, – премьер-министр. И исполнял эти полномочия до конца того срока, на который президент избирался», — отмечает специалист.
Он подчеркивает, что
«уход Нурсултана Назарбаева с поста президента изначально ожидался на XVIII съезде «Нур Отана» 27 февраля. Предполагалось также, что он может объявить о досрочных выборах, сократив срок своего президентства.
Поскольку технически вопрос добровольной отставки в основном законе прописан не был, Назарбаев и обратился за разъяснениями в Конституционный совет 4 февраля. На основании его решения президент ушел в отставку, а ЦИК прекратил его полномочия. Здесь фактически финальными актами являются решения как раз Центризбиркома».
В первый же день своего президентства Касым-Жомарт Токаев предложил парламенту переименовать столицу страны в Нур-Султан. Поправки в Конституцию были приняты единогласно. И тут же возникла дискуссия о законности и конституционности этого шага президента Токаева.
Точку поставил Конституционный совет, чьи решения обжалованию не подлежат
«Вносимые в Конституцию Республики Казахстан изменения, касающиеся переименования столицы Республики Казахстан Астаны в Нур-Султан, связаны с признанием исторической роли и увековечиванием заслуг первого президента перед народом Казахстана.
Они не затрагивают вопросы независимости государства, территориальной целостности республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом РК – Елбасы. И не противоречат требованиям пункта 3 статьи 91 основного закона», — говорится в решении Конституционного совета.
Отвечая на вопрос о цензе оседлости Токаева, Ашимбаев говорит, что «формально основной закон не нарушен».
«Перелопатив массу законодательства, я нашел такую норму, что
на дипломатов норма о прерывании гражданства технически не распространяется
Токаев работал не в посольстве, а в аппарате ООН. В законе о дипслужбе есть норма, по которой казахстанские дипломаты, работающие в международных организациях, решением МИД могут приравниваться к работникам дипломатической службы. И точка. У Токаева все необходимое соответствие есть», — заключает он.
По его мнению, эту интригу оставили намеренно.
«Если бы все было ясно сразу, скучно было бы всем – и им, и нам», — отметил Ашимбаев.