Какие навыки и умения приобрел Касым-Жомарт Токаев на высших постах в ООН? Как они могут помочь в дальнейшей работе, в случае если он будет избран на президентский пост? Ответ дипломатов нас удивил.
Казахстану в ближайшее время предстоит выбрать нового президента. Пока неясно, сколько именно кандидатов будет на высший государственный пост, неизвестны и их имена. Но скорее всего, в списке окажется ныне действующий президент Касым-Жомарт Токаев — бывший дипломат, опытный политик, прошедший школу службы в советском МИДе и работы в аппарате ООН.
Как правило, такая карьера многое дает человеку в профессиональном плане, позволяя не только завязать нужные связи и знакомства, но и преуспеть в понимании аппаратных тонкостей.
Токаев – опытный дипломат. В 1970 году он поступил в МГИМО МИД СССР, где изучал китайский язык
В тот момент работа в китайском направлении считалась не особо престижной по сравнению с работой в Европе и тем более в США, при этом была достаточно сложной, требуя отличного знания языка и реалий. Но главное, что и в МИДовской системе, и в науке в те годы Китаем занимались те, кто умел смотреть в будущее и понимал, что вскоре КНР начнет восхождение к статусу сверхдержавы.
Касым-Жомарту Токаеву пришлось поработать в Сингапуре и КНР – «третьем и первом Китае», как их иногда называют. Уже после того, как Казахстан стал независимым государством, Токаев возглавил МИД и в общей сложности отдал ему 10 лет.
В марте 2011 года он стал заместителем генерального секретаря ООН, генеральным директором представительства ООН в Женеве и личным представителем генерального секретаря на Конференции по разоружению. Выше этих постов в структуре ООН только пост генсека.
Какие же навыки и умения мог приобрести Токаев на этих постах и как они могут помочь ему в дальнейшей работе, в случае если он будет избран на президентский пост?
Умение поддерживать контакты с людьми. Пожалуй, это одно из главных качеств заместителя генсека. Ему приходится работать и пересекаться с огромным количеством народа, причем самого разного статуса – от журналиста на пресс-конференции до сотрудника многочисленных департаментов, отделов, управлений и секретариатов.
Со всеми необходимо вести разговоры, вникать в проблемы и находить общий язык. Недаром
структуры ООН называют школой общения, в которых обкатываются самые острые грани людей
В интервью «Комсомольской правде» Сергей Орджоникидзе, российский дипломат, который занимал пост заместителя генсека до Токаева, вспоминал:
«…Когда в 2011 году я передавал ему дела в Женеве, уже возникало ощущение, что это крупный политический деятель, высококлассный дипломат, широко смотрящий на международные дела. И на внутренние, кстати, тоже. Но тогда он мне понравился своей вдумчивостью, интеллигентностью».
Орджоникидзе говорил об обаятельности Токаева, его умении слушать и понимать собеседника.
«На неофициальных встречах он может быть очень веселым. Анекдот может рассказать. Доброжелательный», — рассказывал дипломат.
Главное, что требуется от человека на этой должности – умение разбираться в общемировых и региональных проблемах. Это предполагает широкий кругозор, понимание мировой повестки дня и умение вычленять из огромного количества деталей действительно важные.
У Токаева в этом плане особый опыт: он занимался одной из самых болезненных для мира темой – разоружением
Сейчас, когда начинается новая холодная война между США и Китаем, а мир стремительно движется к многополярности, о разоружении говорят редко. В наступающую эпоху хаоса государства стремятся защитить себя любым способом, в том числе и военным. И для того чтобы в этих условиях бороться за разоружение, находить аргументы в пользу мира, а не войны, требуется немалое искусство.
Это обязательное условие для любого дипломата, причем чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем большие требования к нему предъявляются.
Дипломат на должности замгенсека должен уметь поддерживать беседу на любые темы, которые могут быть затронуты в разговоре. Ведь ему часто приходится общаться не только с коллегами по дипломатическому поприщу, но и с деятелями культуры и журналистами.
Это требует постоянного самообразования, подразумевает огромный объем прочитанных книг и накопленных знаний.
Судя по выступлениям Токаева в должности замгенсека на культурных мероприятиях, с эрудицией все в порядке
Этот момент часто недооценивается и совершенно напрасно. ООН, несмотря на постепенную утрату позиций и явно назревшую необходимость реформирования, до сих пор остается основной площадкой международного взаимодействия.
Площадкой, где малые и средние страны могут отстаивать свои интересы, которые в противном случае вряд ли бы принимались во внимание крупными игроками.
На посту главы Казахстана – неядерного и нейтрального государства, заинтересованного в поддержании мира и стабильности в Евразии,
от Токаева потребуется умение пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет ООН
Невзирая на все возможности, которые ООН предоставляет малым государствам, основные мировые проблемы по-прежнему решаются ключевыми игроками. А расстановка сил в мире определяется балансом их интересов, которые зачастую противоречат друг другу.
Успех Казахстана на международной арене в значительной степени зависит от того, насколько полно он учитывает интересы основных игроков. У Токаева в этом плане большое преимущество: он свободно владеет русским, английским и китайским языками, знает французский. То есть
имеет возможность напрямую, без посредников и переводчиков знакомиться с документами всей «пятерки» и лично общаться с ее лидерами
Вряд ли в мире найдется другой глава государства, обладающий такими же возможностями.
Это еще одно из ключевых умений на посту замгенсека. Хотя организационными делами занимается в основном секретариат, тем не менее многое зависит и от босса – в частности, контроль, атмосфера, подбор персонала, мотивация.
Этому, к сожалению, учит любая организация, и не только международная. Но в ООН сложность взаимоотношений, пожалуй, не знает себе равных. Человек руководствуется не только и не столько собственными интересами, сколько интересами страны, и многие кадровые и политические решения принимаются исходя не из реальных качеств сотрудника, а из того, какое государство он представляет.
Судя по всему, из работы замгенсека ООН Касым-Жомарт Токаев вынес многое. В значительной степени этому способствовала полученная дипломатическая подготовка. Уже упомянутый Сергей Орджоникидзе, в частности, говорил:
«Вопросы, которые Токаев мне задавал при передаче дел, были по существу, о нюансах которых он, конечно, не знал. Он сам определил характер такого рода вопросов. Не спрашивал «Где мой кабинет?», а задавал важные интересные и смысловые вопросы. Мне это доставило удовольствие…
Я в ООН проработал почти 9 лет, он меньше трех. Но за такое короткое время Токаев очень многое узнал. Когда я позже приезжал в Женеву, а он уже работал заместителем генерального секретаря ООН, делился со мной тем, как и что собирается делать и почему. Он быстро вошел в курс дел».
Не приходится сомневаться, что в курс дел в качестве президента Токаев войдет столь же быстро