Военный «искусственный интеллект» — это уже данность. И именно он может стать причиной самых эпохальных перемен уже в недалеком будущем.
Очередной виток гонки вооружений начался в сфере технологий искусственного интеллекта военного назначения. Причем в отличие от ядерного или бактериологического оружия, разработка находится в «серой зоне» международного права. Уже понятно, что грядут серьезные перемены в военном деле, но это же самое может касаться и геополитической сферы. И лидерство здесь оспаривают сразу несколько стран, отношения между которыми далеки от идеала.
Об этом пишет исследователь Мурат Лаумулин в работе «Развитие военных технологий и информационная безопасность в современном мире».
Окончание. Читайте также первую часть.
В сфере военной робототехники продолжается гонка технологий. Здесь на протяжении многих лет признанные лидеры США и Израиль. Однако в последнее время растет конкуренция. Лаумулин отмечает, что
в «технологическую гонку» включились Россия, Китай, Иран и Турция
Мало того, такие же разработки идут и в ряде стран поменьше.
Огнем и мечом: полный список самых сильных армий мира
— В условиях неопределенности параметров будущих войн пользователи роботизированных систем начинают задумываться над разработкой правил применения таких средств. При этом важно понять, как массовое внедрение подобных новых технологий повлияет на действия в отношения противника. И каким образом такие средства могут способствовать урегулированию конфликтных ситуаций, — отметил эксперт.
Развитие технологий идет разными темпами для разных родов войск. Эксперт начал с военно-воздушных сил. Когда-то в воздухе безраздельно господствовали американские беспилотники. Но вот уже более 10 лет аналогичные БПЛА разрабатывает Россия. И некие результаты уже есть, хотя и появились позже запланированного времени.
Еще больших успехов добился Китай, где спроектирована целая линейка беспилотников
— При этом Китаю удалось заключить соглашения о поставках на ключевые рынки. В последнее время Иран и Турция разработали и опробовали ряд ударных БПЛА, которые уже применялись в Сирии, — отметил автор.
Готовься к войне — страны, которые больше всех тратят на армию
Кроме ударных, растет число и производимых небольших беспилотных разведчиков. Бывает, что и кустарного производства.
— Использование БПЛА в современных конфликтах становится реальностью. Как и слова российского генерала Герасимова, что
конфликт в Сирии стал прообразом войны нового поколения
В небе Сирии российские военные глушат американские беспилотники. Россия использует целый отряд БПЛА для сбора разведданных, наблюдения и наведения. А ее базы подвергаются атакам «стаи» ударных беспилотников кустарного производства, запускаемых антиправительственными силами, — пишет исследователь.
Чем больше появляется беспилотников, тем чаще требуется и защита от них. То есть параллельно разрабатываются и технологии противодействия. А это означает очередную технологическую гонку. На этот раз в области электронных средств, радиолокационного опознавания и тому подобного.
— С увеличением числа беспилотников существенно возрастет и вероятность ошибки
Потребуется создание соответствующих каналов связи и урегулирования конфликтных ситуаций, чтобы избежать непреднамеренной эскалации в случае поражения БПЛА «по ошибке», — добавил эксперт.
Но с предложением обсудить новые правила ведения боевых действий и их последствия пока никто не выступает.
В технологиях для наземных действий, в отличие от воздуха, у Штатов особого превосходства нет
Россия организовала целый ряд подразделений, занимающихся этой тематикой. В их числе Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники. Сотрудники этого комплекса совместно с ВПК разрабатывают стандарты для «боевых роботов».
— В последние годы Россия начала конкурировать с США в сфере разработки и испытаний широкого круга НРТК боевого назначения и машин обеспечения. От небольших транспортных средств, предназначенных для разминирования до танковых габаритов с различными видами вооружений. Остается разработать концепцию их применения в боевых условиях, — пишет Лаумулин.
Китай в своих разработках тоже не отстает. Например, уже есть
проект по преобразованию танка Type-59 в дистанционно управляемый комплекс
У Пекина тысячи таких танков, напомнил эксперт. Причем они достаточно дешевы и просты конструкционно.
— Утрата созданных на их базе НРТК не станет ощутимой потерей для китайской армии. В задачи будет входить преодоление обороны противника и минимизация потерь личного состава. Предприятия ВПК также работают над логистическими комплексами способными выполнять боевые задачи, — перечислил автор.
Пока не удается обеспечить полную автономность наземных комплексов, но работы продолжаются. Автор считает, что НРТК будут становиться все более дешевыми и доступными. Но
их распространение может положить начало необратимым процессам
— По аналогии с БПЛА, применение боевых НРТК может привести к новой опасной гонке вооружений. Производители будут создавать модели, превосходящие соперников по уровню технологий и применения искусственного интеллекта в оперативном управлении, — пишет эксперт.
Он напомнил, что Россия и США совместно заблокировали резолюцию ООН о запрете развития технологий боевого искусственного интеллекта. Так что технологии будут развиваться и дальше, и чем все закончится — никто не знает.
В мировом океане верховенство сохраняется опять-таки за американским флотом. Однако автор полагает, что здесь могут быть как раз самые большие изменения в военной стратегии. И возможно, что американским морякам придется «подвинуться».
— ВМС США ведут активную разработку автономных беспилотных подводных и надводных аппаратов (БППА и БПНА),
поставив на вооружение за последние несколько лет целый ряд систем
Американские военные вместе с союзниками также реализуют проекты по комплексному применению БППА, БПНА и БПЛА, — перечислил он.
Но одновременно такие же разработки ведут Россия и Китай. Россия создает как группы мелководных беспилотников, так и крупный аппарат, способный погружаться на большие глубины. Кроме того, в планах создание БППА с боеголовками, а также малые аппараты для подлодок пятого поколения. Таким образом
Вашингтон может быстро потерять превосходство и в мировом океане
Кроме того, необязательно запускать какие-то большие проекты, сопоставимые по затратам с авианосцами. Достаточно и сравнительно малых беспилотников, в том числе и разведывательных.
— Вероятность возникновения конфликтов представляется достаточно высокой.
ВМС Китая уже доводилось захватывать БППА США
Пока обе стороны предпочитают не придавать значения этим инцидентам, однако с распространением автономных беспилотных систем такие случаи будут происходить все чаще. Что может также запустить процессы, которые будет трудно остановить, — предупреждает Лаумулин.
В заключение Лаумулин напомнил, что разработка «боевых роботов»до сих пор в «серой зоне» международного права. То есть их применение не регулируется. При этом военный ИИ уже реальный фактор геополитики и военного дела будущего.