18+
Нур-Султан
Сейчас
8
Завтра
10
USD
386.7
0.00
EUR
427.15
0.00
RUB
6.06
0.00

Чем атеисты Казахстана отличаются от верующих — исследование

2421

Отличаются не только взгляды на институт религии, но порой и собственные интересы.

Жители Аравана у входа в мечеть в день религиозного праздникЖители Аравана у входа в мечеть в день религиозного праздника. Фото: eurasianet.org

Считающих себя верующими в нашем обществе больше, чем откровенных атеистов. Но подавляющее большинство первых при этом никак не участвует в религиозной жизни, ограничиваясь некими декларативными заявлениями. Между тем ценностные ориентиры у этих групп несколько разнятся.

И все же стабильность в обществе доминирующей ценностью выбрали все

Таковы результаты социологического исследования «Светские и религиозные ценности в восприятии казахстанцев», опубликованном на сайте КИСИ. Авторы исследования — главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Елена Бурова, директор КИСИ Зарема Шаукенова и руководитель отдела КИСИ Асель Назарбетова.

Градация сложнее, чем кажется

Всех опрошенных социологи разделили на 7 групп:

  • верующие, состоящие в общине, следующие религиозным нормам,
  • верующие, но не участвующие в религиозной жизни,
  • неверующие, придерживающиеся религиозных обрядов и традиций,
  • неверующие, но уважающие верующих,
  • равнодушные к религии,
  • неверующие и негативно относящиеся к религии,
  • верующие, но не принадлежащие религиозным конфессиям.

Уже на этом этапе всплыл ряд интересных особенностей. Например,

подавляющее большинство называющих себя верующими, не участвуют в религиозной жизни (59,3%)

Тех же, кто следует религиозным нормам и объявил свою принадлежность какой-либо общине, — 13,2%. Причем на протяжении последнего десятилетия этот уровень особо не меняется. Небольшая часть (8,9%) позиционировала себя как внеконфессиональные верующие.

Неверующие тоже разбились на несколько групп:

  • уважающие верующих (6,3%),
  • придерживающиеся религиозных обрядов и традиций (4,6%),
  • равнодушные к религии (4,4%),
  • неверующие, негативно воспринимающие религию (0,7%).

Небольшая часть не может определиться. Этот показатель также устойчив на протяжении последнего пятилетия и не превышает 2,7%.

Подавляющее большинство фактически верующих (участвующих в религиозной жизни) считает возрождающийся интерес к религии возвратом к традициям. Таковых оказалось 76,5%, а среди номинальных (то есть не участвующих) – 58,3%.

Среди игнорирующих значимость самого института религии 41,8% считает его средством манипулирования обществом. Это самая большая подгруппа по данному вопросу. А возвратом к традиции сочли всего 18,2%.

Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?

Среди верующих 78,9% придерживаются традиционно связанной с их этносом религии. Не следуют этим традициям 7,3%, еще 7% затруднились с ответом.

Что вы можете сказать о соседях?

Респондентов спрашивали также о взглядах ближнего (родные, друзья) и дальнего (коллеги, соседи) окружения. Показатели и близких, и дальних в пропорциях оказались примерно одинаковыми.

Религиозность оказалась смешанной, при этом:

а) несколько преобладает ситуация, когда ни религиозная вера, ни безверие не влияют определяюще на образ жизни (от 24,2% до 28,7%);

б) образ жизни связан с религиозными нормами, правилами, традициями – диапазон от 8,5% у коллег, до 22,25% у родных опрошенных.

У 8,8% соседей и 13,6% друзей образ жизни «далек от требований религии». Связь религии с этнической традицией в диапазоне от 21, 5% (у коллег) до 27,2% (у родных).

Насколько казахи религиозны — цифры от эксперта

«На отсутствие религиозного выбора с этнокультурной традицией указывают в 2,8% применительно к родным и на 6,4% относительно выбора соседей. О смене вероисповедания сообщают в диапазоне от 0,5% для родных, друзей и коллег до 1,5% у соседей.

Отречение от веры, переход к безверию характерен менее чем 1% для каждой когорты»,

— отмечается в исследовании.

Правда, каждый четвертый респондент оказался не в курсе, как относятся к вопросу коллеги и соседи. Еще 12,9% не знают о мировоззрении друзей, а 9,1% — о родных.

Читать никто не любит

Тревожит исследователей тот факт, что слишком большое количество опрошенных считают, что в стране не сформированы ценности с общей значимостью для всех (49,1%). А что такие ценности имеются, полагают всего 33,7%.

При выборе социальных ценностей конкретно для себя выяснилось, что приоритеты по группам отличаются мало. Зато разнятся по характеру общественно-значимой деятельности и активности. У верующих она выше (конфессиональные — 7,2%, внеконфессиональные — 8,1%), чем у неверующих (от 0,7% до 5,2%).

Параметр «отсутствие активной деятельности, неспешная жизнь» у верующих составил от 1,15 до 5,29%, в то время как у неверующих — в диапазоне от 8% до 13%.

Отличия по видам занятий:

  • развлечения у верующих популярны в 5,5%- 5,6%, у неверующих от 9,6% до 14%;
  • путешествия и туризм больше свойственны конфессиональным верующим — 10,5% по сравнению с неверующими 5,4%-9,9%;
  • интернет и соцсети у конфессиональных верующих популярны в 6,6%, у внеконфессиональных — в 10,9%, а у неверующих разных категорий в диапазоне 9,6%-17,1%.

Занятия спортом мало популярны почти у всех (от 6,5% до 9%). Отличается только группа «неверующие, негативно относящиеся к религии», где для 12,3% спорт в приоритете. Почему — осталось неясным.

Чтение крайне непопулярно во всех группах (от 4,4% до 8,8%), причем верхняя граница – это группа конфессионально и фактически верующих

«Обращает внимание ориентация верующих и неверующих на свое дело/бизнес. У вовлеченных в религию эта ценность выше (18,2% — 20,5%), чем у неверующих и отрицательно относящихся к институту религии (8,6%-14,6%).

И, напротив, карьерные устремления менее значимы для верующих (20,8%-22,7%), чем для неверующих (24,2%-30%)», — отмечается в исследовании.

Традиционные ценности все еще в тренде

В целом по всему массиву опрошенных приоритеты расставлены так:

  • семья в целом (86,8%),
  • дети и их социализация (62%),
  • родители, забота о них (47,9%).

Далее следуют ценности саморазвития, самосовершенствования (16,4%), миссия служения обществу, помощи и содействия другим людям (10,6%).

«Очевидно, что

общество удерживает каркас традиционных ценностей и культурных традиций,

связанных с семьей, как кровнородственной группой, с одной стороны, и обязанности по ее воспроизводству и сохранению, с другой», — отмечают исследователи.

Ценности индивидуализма ярко выражены у неверующих, негативно относящихся к религии (39%). У верующих респондентов они 12,3%-16%, у неверующих и равнодушных – 14,7%-26,8%.

Миссия служения обществу острее воспринимается:

  • в группах неверующих, но соблюдающих обрядность (15,2%),
  • верующих конфессионально-общинного типа (14,3%),
  • у неверующих, уважающих верующих (13,6%),
  • верующих, не участвующих в религиозной жизни (10,1%),
  • у равнодушных к религии (8,2%),
  • внеконфессиональных верующих (7,9%),
  • у неверующих, негативно относящихся к религии (4,8%).

Ценности любви к Богу (34,9%), религиозной веры (14,5%), покаяния (12,9%) больше всего присущи конфессиональным верующим. Хотя и не проявляются, как абсолютные – что и понятно по цифрам.

А вот

любовь к близким больше проявлена у неверующих (40,5%-66,5%), чем у верующих (37,6%-54,1%)

Главное — стабильность в обществе

Безусловно приоритетной ценностью стала стабильность в обществе — ее выбирают и верующие, и неверующие (в диапазоне от 45,8% до 65,1%). Далее по степени значимости следуют:

  • национально-культурные традиции и язык,
  • государственная независимость,
  • новые изменения,
  • технологические прорывы и модернизация,
  • власть и государство,
  • историческое прошлое и память.

Подводя итоги, социологи отметили, что религия в обществе (по крайней мере среди опрошенных) воспринимается преимущественно позитивно. В первую очередь ее рассматривают как часть мировой истории и культуры. В несколько меньшей степени – как свидетельство верности традициям и моральный регулятор.

Основа светского Казахстана: шаги государства

— Отношение к религии отражает высокий уровень толерантности в казахстанском обществе, — подчеркнули исследователи.

Хотя у атеизма гораздо меньшие масштабы, но

фактическая религиозность в разы меньше декларируемой

То есть солидная часть вроде бы верующих непосредственно в религиозной жизни не участвует. Кроме того, большинство не считает религию основным приоритетом даже в духовном и нравственном ориентировании.

— Явная связь или четкая демаркация между светским и религиозным содержанием в ракурсе предпочтения ценностей не выявлена.

Ценности религиозного образа жизни не проявляются как значимые для большинства населения

И верующие, и неверующие демонстрируют сплав светских и религиозных ценностей, которые значимы для них в их собственной жизни и в жизни их семей, — отметили социологи.