Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
11
USD
403
-6.24
EUR
450
-4.28
RUB
5.86
0.00

Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?

5693

Как отмечается в концепции,

светский характер – важное условие для развития Казахстана

При этом «государство поддерживает деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей».

Станет ли Казахстан исламским государством?

Государство тоже умеет бояться — и защищаться

Сегодня растет угроза религиозного экстремизма и массового проникновения в Казахстан ее адептов. Так что концепция — это не только стратегия работы государства с конфессиями, но и стратегическая защитная программа на среднесрочную перспективу.

— Согласно общепринятым мировым нормам, государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения защиты общественной безопасности и прав своих граждан, — делается акцент в документе.

Студенты, мигранты, заключенные: кто и как становится террористом ИГ

Определен целый список проблем и вопросов, требующих неотложных решений. В их числе:

  • Влияние глобализирующегося мира на развитие религиозной ситуации

  • Правовое регулирование религиозной сферы

  • Риски размывания светских основ государства

  • Распространение идеологии религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде

— Государство может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций. В этих целях государство вправе вводить определенные ограничения на свободу действий, не вторгаясь во внутренний мир и убеждения человека, выражения гражданами своих религиозных предпочтений, — утверждается в документе.

Тотальное вмешательство только навредит

Политолог Ислам Кураев работу в этом направлении оценивает несколько скептически. Особенно в части регулирования религиозной сферы в Казахстане. По его мнению, контролировать работу конфессий необходимо, но

на практике это может вылиться в постоянное вмешательство государства в дела религиозных объединений

Охота на салафитов: карта антитеррористических операций Казахстана

— Само создание Министерства по делам религий и гражданского общества противоречит нашей Конституции. Но вопрос в том, что Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году, был создан еще до появления основного закона, — утверждает он.

Политолог считает, что этот закон должен был «возродить религию», которая в будущем должна была стать новым цивилизационным выбором Казахстана. Политический вектор был направлен в сторону государств, где в основном доминирует ислам, при этом не ущемляя права других конфессий.

— Но в силу своей необразованности в религиозной сфере правительство открыло путь для представителей всех конфессий, в том числе и радикально настроенных,

при этом не контролируя их деятельность. И это привело к неприятностям, — говорит он.

Почему экстремисты потеснили священнослужителей — эксперт

Впервые в стране задумались о необходимости контроля в 2011 году. В последующем ежегодно проблемы с радикалами росли, и сегодня стало понятно, что без такового не обойтись. Но, подчеркивает Ислам Кураев, необходим именно контроль, чтобы отслеживать возможное проникновение деструктивных сект, а не постоянное вмешательство в работу официальных объединений.

— Например, те, кто несколько лет обучался за рубежом, получил не только знания, но и впитал некую государственную культуру. Теперь пропагандирует ее в Казахстане. Возможные последствия от такого разделения во взглядах и убеждениях следовало бы мониторить, — считает он.

В пример Ислам Кураев приводит Соединенные Штаты Америки, которые хоть и являются демократичным государством, но при этом контролируют религиозную сферу, причем на нескольких уровнях.

Экзамен для министров

Политолог напомнил, что в 2011 году в законодательство внесли дополнения по контролю за религиозной литературой. С этого момента, полагает он, началось ужесточение подхода государства к работе конфессий.

Три урока из теракта в Санкт-Петербурге для Казахстана

— Но просто запрещать нет смысла, нужно перевоспитывать и обучать. В противном случае

все срубленное станет зародышем для дальнейшего развития

Следует бороться с идеей, а не с людьми. Государство хочет создать рычаги влияния в религиозной сфере, но каким образом это будет осуществляться, я более чем уверен, не имеет представления. Это невозможно контролировать силовыми методами. Мы не нуждаемся в создании сложных правительственных структур. Следует начать с образования, создания собственной теологической школы, собственных институтов, также необходимо создавать диалоговую площадку. То есть искать те самые «раковые клетки», выявлять возможные проблемы и предотвращать их рост, — утверждает Кураев.

По его мнению, для начала следует определить уровень подготовки соответствующих структур, которые будут осуществлять данные процессы. При этом

свои знания должен продемонстрировать не только ДУМК и подобные организации, но и министерство,

отвечающее за эти процессы. Далее следует определить направления деятельности, в последующем уже формировать состав ответственных.

Смотреть фильм о пророке Мухаммаде — харам — Духовное управление мусульман

— Не стоит опираться только на ислам, ведь любой закон может ущемлять права одних и при этом быть угодным другим

Следует включить в работу и третью сторону — группу теологов-медиаторов, которые в свою очередь будут связующим звеном в процессе диалога. То есть мы получим своего рода «спинной мозг», необходимый в данном случае, — предложил он.

Религия может дать и гнев, и утешение

Религиовед профессор Анатолий Косиченко полагает, что государственное регулирование в этой сфере вполне оправдано.

— Религия — это не просто какой-то феномен гражданского общества, интерес сограждан к теме. На самом деле это достаточно сложная многоаспектная область со множеством нюансов и противоречий. Религия — очень значимый и эффективный геополитический феномен, которым активно пользуется мировая политика, — говорит Косиченко. — Пользуется, управляя проявлениями религии на мировой арене, и с ее же помощью активно вмешивается во внутренние дела разных государств. В том числе,

превращая религию в один из инструментов для проведения «цветных революций»

Все больше радикалов кричат «Аллаху акбар» за деньги — Князев

Вывод из сказанного профессор делает однозначный: нашему государству нельзя просто взять и оставить религиозную сферу без всякого участия в ней.

Отсутствие такового было бы оправдано только в одном случае: если бы вдруг появились какие-то невероятно идеальные условия, в которых общество само бы «отфильтровывало» весь негатив и использовало бы исключительно положительные возможности религии.

— Но этого нет, и вряд ли это возможно вообще. Так что рычаги влияния на религиозную сферу должны сохраняться и у государства, — говорит он.

По мнению Анатолия Косиченко, на религиозную сферу, и не только в Казахстане, оказывают постоянное серьезное влияние из-за рубежа. При этом как правило негативное, пропагандируя деструктивные идеи:

— И сами религиозные объединения даже в своих самых лучших проявлениях, к сожалению, никак не могут полностью актуализировать свой позитивный потенциал. Говорить, что религия сама по себе целиком и полностью замечательная сфера и государственное вмешательство ее только деформирует, нельзя, — считает религиовед.

Не быть в плену стереотипов

Косиченко согласен с мнением, что

даже самые развитые демократические государства очень пристально наблюдают за этой сферой и зачастую вмешиваются в ее деятельность еще глубже, чем в Казахстане

Просто они это не декларируют открыто. Вообще, отечественные СМИ, да и солидная часть сограждан почему-то в оценке устройства и функционирования разных обществ опираются на обычные стереотипы. Один из них как раз гласит, что якобы на «демократическом Западе» религия сама по себе, а государство само по себе, свобода совести и свобода вероисповедания безграничны, а у нас жесткое тоталитарное регулирование.

— На самом деле это далеко не так.

Ни одна страна не оставляет религию без «присмотра» и управления в той или иной мере,

заявил он.

Казахстанцам нужно прививать терпимость — политологи

Сегодня обсуждаются предложения полностью отказаться от государственного участия в регулировании религиозной сферы в Казахстане. Оставить религиозным объединениям полную свободу деятельности. Но, по мнению профессора, опыт показывает, что даже когда эти объединения нарушают действующее законодательство,

в ряде случаев сами они не признают подобные нарушения

— И поэтому государственная политика в религиозной сфере необходима. Пока не разовьется гражданское общество, самосознание верующих и так далее, — резюмирует он.

На 1 января 2017 года в Казахстане было официально зарегистрировано 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий. Всего в республике работают 2550 мечетей, 294 православных и109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддистских храма, 7 молитвенных домов «Общество сознания Кришны» и Бахаи.

Самое крупное религиозное объединение по числу последователей — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). На втором месте Православная церковь Казахстана. Имеются также Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, Поморская православная церковь и 3 старообрядческих церкви.

Работают и протестантские общины: пятидесятнические церкви, церкви евангельских христиан-баптистов, пресвитерианские церкви, Адвентисты Седьмого Дня и евангелическо-лютеранские церкви.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter