Светская модель государства — пожалуй, единственная, при которой государство может полноценно функционировать. В Казахстане светскость государственной и общественной жизни проистекает в первую очередь из светскости самого населения.
Об этом в беседе с 365info.kz говорила эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Камила Ковязина.
По словам эксперта, светская модель государства в большей мере, чем теократическая, обеспечивает реализацию основных прав и свобод человека.
«Светскость является одним из основополагающих принципов нашего государства, потому что, во-первых, ограничивает сферу воздействия религии и религиозных институтов, которые в теократических государствах зачастую заменяют собой правовую сферу, —
подчеркивает Ковязина. —
Во-вторых,
светскость обеспечивает свободу вероисповедания, а это является одной из ключевых свобод человека»
Как отмечает эксперт, ислам в Казахстане стал частью народной культуры. В общественном сознании между принадлежностью к казахскому этносу и приверженностью исламу ставится знак равенства. Вместе с тем, для большинства казахов религия выступает именно как часть объединяющей традиции, но не в качестве инструкции на все случаи жизни.
«Необходимо понимать, что хотя большинство населения Казахстана относят себя к мусульманам (по данным переписи 2009 года — около 70%), их религиозная самоидентификация обусловлена этнической принадлежностью. Проще говоря, в Казахстане если ты казах, то по умолчанию считаешься мусульманином. Но как показывают результаты социологических опросов,
строго соблюдают все предписываемые религией обряды только 10%
из них», —
приводит цифры эксперт.
Стоит отметить, что мнение Ковязиной по поводу религиозности казахов разделяет секретарь совета улемов Духовного управления мусульман Казахстан Ершат Онгаров. В беседе с 365info.kz Онгаров отмечал, что «республика светская, и большинство ее граждан скорее светские, нежели религиозные». «Этническая принадлежность к исламу не делает большинство наших граждан религиозными», — сказал Онгаров.
«60% мусульман Казахстана не чувствуют потребности вести религиозный образ жизни ежедневно, —
говорит Ковязина. —
Однако они чувствуют сопричастность к представителям своей религии во время праздников и проведения крупных мероприятий,
связанных с религиозными обрядами: похорон, причащении к религии новорожденного (азан шақыру), свадебных церемоний (неке қию) и т. п. А еще есть 30% немусульман (26% — христиане, 4% — другие традиционные религии)».
По наблюдению эксперта, преимущества светского государства постепенно осознаются во всем мире.
«Очевидно, что в нынешнем виде, когда представители всех религий свободно взаимодействуют и не чувствуют никакого притеснения ни при трудоустройстве, ни в бытовых вопросах, Казахстан существует благодаря своей светскости, —
резюмирует Ковязина. —
На мой взгляд, в современном мире это вообще единственно возможная форма функционирования государства
И мы видим, что постепенно к этому приходят все страны».