Межконфессиональное согласие и диалог власти и духовенства являются одним из столпов благополучия и процветания Казахстана. Как же государство намерено поддержать жизненно важный баланс в непростых реалиях современного мира?
Основные идеи по этой проблематике заключены в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Согласно официальному описанию, документ представляет собой «систему официальных взглядов на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, развитие светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях». Иными словами, Концепция направлена как на профилактику, так и на модернизацию.
Концепция определяется как основа дальнейшего развития госполитики в религиозной сфере с опорой, как подчеркивается, на существующую в Казахстане модель межконфессионального согласия. Основная цель — консолидация усилий властей, религиозных объединений и институтов гражданского общества для сохранения мира, стабильности, светского характера государства и права граждан на свободу совести.
Базисными принципами для государственной политики объявлены взаимодействие государственных и общественных структур, повсеместный охват всех групп населения, постоянный мониторинг ситуации, информационно-просветительская работа и, конечно же, недопущение противозаконных действий религиозных объединений.
«Казахстан – светское государство, которое, обладая своей самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений», — подчеркивается в Концепции.
Авторы документа напоминают, что светскость — один из главных принципов функционирования современного государства. Именно светскость регламентирует социальные отношения в сфере образования, культуры, здравоохранения, госслужбы, а также института семьи и брака.
«Между государством и религиями устанавливаются особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом», — говорится в Концепции.
При этом в интересах общественной и национальной безопасности государство регулирует и управляет отношениями в социуме
Следовательно, власти оставляют за собой право вводить определенные ограничения на свободу действий в сфере религии — во избежание опасных прецедентов. Так, например, госслужащие обязаны воздерживаться от демонстрации своей конфессиональной принадлежности и пропаганды того или иного религиозного учения.
Насколько это востребовано и обосновано? В достаточной мере, считает профессор религиоведения Анатолий Косиченко. По его словам, подобная практика встречается фактически по всему миру, и для этого есть веские причины.
— Религия — это не просто какой-то феномен гражданского общества, интерес сограждан к теме. На самом деле это достаточно сложная многоаспектная область со множеством нюансов и противоречий. Религия — очень значимый и эффективный геополитический феномен, которым активно пользуется мировая политика. Пользуется, управляя проявлениями религии на мировой арене, и с ее же помощью активно вмешивается во внутренние дела разных государств. В том числе, превращая религию в один из инструментов для проведения «цветных революций», — отметил Косиченко в интервью 365info.kz.
Ни одна страна в мире не оставляет религию без контроля, подчеркивает эксперт.
Вместе с тем Концепция признает и очевидные положительные стороны религиозных течений. Так, согласно положениям документа, вероучения придают нравственный смысл экономической деятельности и призывают к справедливым экономическим отношениям. Кроме того, религии продвигают идеи честного труда, создания семьи, социальной ответственности и обращают внимание на такие проблемы, как бедность и социальное неравенство.
«Как показывает современное развитие мировой экономики, сегодня именно светские государства с многоэтничным и поликонфессиональным населением являются примером экономически успешных стран. Светские государства являются лучшими странами для инвестиций и прихода иностранного капитала», — убеждены авторы документа.
Исходя из этого, признается необходимость обеспечения равных прав всех граждан независимо от их отношения к религии.
Религиозные объединения при этом должны быть вовлечены в социальную, культурную и благотворительную деятельность общества
«Светское государство поддерживает деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей», — отмечается в Концепции.
Однако такие объединения должны демонстрировать приверженность гуманистическим ценностям и быть транспарентными в вопросах финансирования и миссионерской деятельности.
Государство ждет поддержки и в таком важном вопросе, как противодействие религиозному экстремизму. Официальные конфессии призываются к снижению уровня радикализации среди части верующих, а также к использованию своих теологических ресурсов для разоблачения экстремистских учений.
Впрочем, Концепция предусматривает и жесткие ответы на опасные веяния. Госорганы обязаны пресекать деятельность деструктивных течений, подстрекателей и вовлечение граждан в псевдорелигиозную деятельность.
Предусматривается повышение персональной ответственности руководства госструктур
Ожидается, что Концепция по завершению реализации ее положений принесет целый ряд положительных результатов. В их числе — формирование нового порядка взаимодействия государства и религии, совершенствование мониторинга проявлений экстремизма и религиозного терроризма, реабилитация экс-радикалов и повышение уровня осведомленности населения. Особенно — в «группах риска»: среди безработной молодежи и сельских жителей. Конечный предполагаемый результат — пропаганда базовых светских ценностей в гражданском обществе.