Театр любят все… или практически все. Но что мы знаем об этом древнем искусстве? Наша команда взяла на себя ответственность просветить вас!
Прежде чем мы перейдем к фактам, дорогой друг, я осмелюсь провести небольшой исторический экскурс. Начнем с того, что театр — искусство очень древнее. Хотя официальной датой зарождения мирового театра считается 534 год до н. э.
Именно тогда афинский поэт Феспис во время великих Дионисий (это такое богослужение — думаю, не нужно уточнять, какому богу оно было посвящено) наряду с хором решил использовать одного актера-декламатора.
И хотя принято считать, что театр изобрели греки, уверяю вас, что это не совсем так. В том же Китае он развивался самостоятельно, как и во многих других уголках мира.
Предтечею театра служили религиозные обряды и ритуалы, постепенно превращающиеся в развлекательное зрелище.
Ну а теперь перейдем к любопытным фактам:
ФАКТ 1
Разумеется, в Древнем Риме театр тоже был. И публика там очень жаловала реализм. Очень. То есть вот если по сюжету персонажа должны были убить, актера просто заменял дублер-преступник, приговоренный к смерти. Уж не знаю, как все это исполнялось и что чувствовал человек, осознающий, что его сейчас убьют на сцене в угоду публике, но звучит это очень жутко.
ФАКТ 2
Если вы думаете, что мыльные оперы придумали в нашу эпоху, спешу огорчить. В сицилийских театрах еще сотни лет назад ставились спектакли, которые длились месяцами. Каждый вечер зрители собирались в зале, чтобы смотреть продолжение.
ФАКТ 3
Помните шутку, почему в театре на переднем ряду сидят лысые? Так вот, это не совсем шутка. В ионийском театре и правда существовал ряд, куда усаживали лысых рабов… для того, чтобы сидящие за ними воины-калеки тоже могли продемонстрировать свой восторг. Такие дела.
ФАКТ 4
Все роли в греческом театре исполняли мужчины.
Женщины-актрисы появились позднее, и все они были… проститутками. Девицы выступали лишь в мимах — довольно, эм… фривольных сценках бытового содержания и пантомимах.
ФАКТ 5
В древнеримской комедии долгое время запрещалось показывать римских граждан в смешном виде.
Поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Иронично вышло, что римляне и греки тут пришли к единодушию — римляне смеялись над греками, а греки смеялись над собой.
ФАКТ 6
В японском театре кабуки актерами тоже выступали лишь мужчины. А придумала его женщина, звали ее Окуни и она была служительницей в храме.
Изначально в кабуки играла она и другие послушницы. А потом местные власти сказали это уят, что это безнравственно и играть в театре стали только представители сильной половины человечества.
Правда, в наши дни это правило уже не соблюдается и в кабуки вновь могут играть женщины.
ФАКТ 7
Слыхали про пиратство? Нет-нет, не то, что с абордажем, ромом и попугаями. А то, что с нарушением авторских прав.
Так вот, оно известно еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет». Годных постановок и в наши дни мало, а тогда за ними охотились конкурирующие театральные труппы и издатели.
Потому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе — суфлеру. Актеры имели на руках только свой текст, на репетиции и заучивание которого и отводилось всего несколько недель. Откуда же могла появиться пиратская пьеса?
Вряд ли в зале сидели стенографы (тогда этой профессии еще не было, ага), заговор актеров тоже исключается — им это было просто невыгодно. Почти.
Мелкие эпизодические персонажи так или иначе могли подглядеть хорошую мысль и продать конкурентам — ведь они не теряли ничего, в отличие от исполнителей главных ролей.
Сравнивая пиратский текст «Гамлета» 1603 года и тот, который выпустила труппа в 1604, ученые, возможно, нашли такого «актера» — он играл Марцелла. Текст роли Марцелла полностью совпадает с официальным, а правильность остальных текстов сильно зависит от того, что смог запомнить и как понял жулик.
В том же монологе «Быть или не быть» — там, где Гамлет перечисляет бедствия, обрушивающиеся на голову каждого смертного, «пират» от себя добавляет страдания сирот и голод.
ФАКТ 8
И опять поговорим о лысых мужчинах в театре. Но уже более в современном контексте.
Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как знатный тролль и шутник.
Одной из самых его лучших шутеек стала раздача билетов в театре.
Раздав строго определенные места лысым мужчинам, он добился, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.