Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Всемирный День театра и подробности, о которых вы точно не знали

456

Прежде чем мы перейдем к фактам, дорогой друг, я осмелюсь провести небольшой исторический экскурс. Начнем с того, что театр — искусство очень древнее. Хотя официальной датой зарождения мирового театра считается 534 год до н. э.

Тот самый Феспис… благородное лицо, не правда ли?

Именно тогда афинский поэт Феспис во время великих Дионисий (это такое богослужение — думаю, не нужно уточнять, какому богу оно было посвящено) наряду с хором решил использовать одного актера-декламатора.

И хотя принято считать, что театр изобрели греки, уверяю вас, что это не совсем так. В том же Китае он развивался самостоятельно, как и во многих других уголках мира.

Предтечею театра служили религиозные обряды и ритуалы, постепенно превращающиеся в развлекательное зрелище.

Ну а теперь перейдем к любопытным фактам:

ФАКТ 1

Разумеется, в Древнем Риме театр тоже был. И публика там очень жаловала реализм. Очень. То есть вот если по сюжету персонажа должны были убить, актера просто заменял дублер-преступник, приговоренный к смерти. Уж не знаю, как все это исполнялось и что чувствовал человек, осознающий, что его сейчас убьют на сцене в угоду публике, но звучит это очень жутко.

ФАКТ 2

Если вы думаете, что мыльные оперы придумали в нашу эпоху, спешу огорчить. В сицилийских театрах еще сотни лет назад ставились спектакли, которые длились месяцами. Каждый вечер зрители собирались в зале, чтобы смотреть продолжение.

ФАКТ 3

Помните шутку, почему в театре на переднем ряду сидят лысые? Так вот, это не совсем шутка. В ионийском театре и правда существовал ряд, куда усаживали лысых рабов… для того, чтобы сидящие за ними воины-калеки тоже могли продемонстрировать свой восторг. Такие дела.

ФАКТ 4

Все роли в греческом театре исполняли мужчины.

Женщины-актрисы появились позднее, и все они были… проститутками. Девицы выступали лишь в мимах — довольно, эм… фривольных сценках бытового содержания и пантомимах.

ФАКТ 5

В древнеримской комедии долгое время запрещалось показывать римских граждан в смешном виде.

Поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Иронично вышло, что римляне и греки тут пришли к единодушию — римляне смеялись над греками, а греки смеялись над собой.

ФАКТ 6

В японском театре кабуки актерами тоже выступали лишь мужчины. А придумала его женщина, звали ее Окуни и она была служительницей в храме.

Изначально в кабуки играла она и другие послушницы. А потом местные власти сказали это уят, что это безнравственно и играть в театре стали только представители сильной половины человечества.

Правда, в наши дни это правило уже не соблюдается и в кабуки вновь могут играть женщины.

ФАКТ 7

Слыхали про пиратство? Нет-нет, не то, что с абордажем, ромом и попугаями. А то, что с нарушением авторских прав.

Так вот, оно известно еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет». Годных постановок и в наши дни мало, а тогда за ними охотились конкурирующие театральные труппы и издатели.

Потому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе — суфлеру. Актеры имели на руках только свой текст, на репетиции и заучивание которого и отводилось всего несколько недель. Откуда же могла появиться пиратская пьеса?

Вряд ли в зале сидели стенографы (тогда этой профессии еще не было, ага), заговор актеров тоже исключается — им это было просто невыгодно. Почти.

Мелкие эпизодические персонажи так или иначе могли подглядеть хорошую мысль и продать конкурентам — ведь они не теряли ничего, в отличие от исполнителей главных ролей.

Сравнивая пиратский текст «Гамлета» 1603 года и тот, который выпустила труппа в 1604, ученые, возможно, нашли такого «актера» — он играл Марцелла. Текст роли Марцелла полностью совпадает с официальным, а правильность остальных текстов сильно зависит от того, что смог запомнить и как понял жулик.

В том же монологе «Быть или не быть» — там, где Гамлет перечисляет бедствия, обрушивающиеся на голову каждого смертного, «пират» от себя добавляет страдания сирот и голод.

ФАКТ 8

И опять поговорим о лысых мужчинах в театре. Но уже более в современном контексте.

Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как знатный тролль и шутник.

Одной из самых его лучших шутеек стала раздача билетов в театре.

Раздав строго определенные места лысым мужчинам, он добился, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter