Доля автомобилей премиум и бизнес-класса в продажах автосалонов растет. Сегодня 27,7% всех сделок приходится на авто дороже 10 млн тенге. Средняя же стоимость нового автомобиля за год выросла на 8,5%, превысив 8,5 млн тенге.
средняя стоимость нового авто в 2018 году превышает 8,5 млн тенге
«При этом в сегменте автомобилей казахстанского производства средняя цена в январе-октябре 2018 оказалась существенно ниже. Таковая составила 5 351,2 тыс. тенге (на 8,4% выше значения 2017 г.)», — посчитали в Союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
Автомобили премиум-сегмента в Казахстане популярны. За 10 месяцев было продано 5172 единицы стоимостью более 15 млн тенге – это около 11% от всех продаж. Еще 16,7% рынка занимают автомобили стоимостью 10-15 млн тенге (7860 продаж в январе-октябре).
Таким образом,
общая доля техники дороже 10 млн тг выросла на 7,5% и сегодня превышает четверть первичного рынка
Сам рост эксперты связывают с обновлением доступной линейки седанов бизнес-класса.
Однако наиболее популярны все же более бюджетные бренды. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), из проданных в октябре 5464 легковых автомобилей более 1,15 пришлось на LADA. Общий объем продаж российского бренда по итогам 10 месяцев превысил 10,8 тыс. единиц. Рост +59,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Самой популярной и одновременно самой дешевой моделью в Казахстане является Lada Granta усть-каменогорского производства. Стоимость начинается с 2,8 млн тг – за 10 месяцев было продано 2960 единиц.
Выбор из автомобилей стоимостью до 3,5 млн тенге представлен еще 4 моделями Lada 4х4 (второй по популярности автомобиль в республике – 2679 ед.), Kalina казахстанской сборки, а также Ravon R2 и R4. Впрочем,
приобрести автомобили узбекского бренда сейчас проблематично. По данным АКАБ, у дилеров их нет в наличии с июня
Интересно, что большинство сограждан при покупке нового автомобиля стали отдавать предпочтение отечественному автопрому. Сбыт казахстанских автозаводов с начала года достиг 23 561 ед., что на 56,7% выше значения 2017 года (15 033 ед.).
Продажи в октябре обновили исторический максимум, составив 2 917 единицы (+47,2%)
Рыночная доля предприятий казахстанского автопрома возросла до 47,7% против 37,1% за аналогичный период 2017. По итогам октября показатель достиг 50,4%, и это стало лучшим результатом в истории отрасли.
«В октябре казахстанскими автопроизводителями был преодолен символический рубеж. Впервые в истории отрасли доля их продукции в суммарных рыночных продажах преодолела 50% отметку.
Сегодня поклонники автомобилей отечественного производства составляют большинство покупателей»,
— отмечают эксперты «КазАвтоПрома».
АКАБ приводит другие цифры, которые, впрочем, имеют ту же тенденцию. В январе-октябре 2018 года произведено 25 897 авто всех типов на сумму 162,9 млн тенге против 15 051 ед. и 115,1 млн тенге в аналогичный период 2017 года.
Предположительно,
по итогам 2018 казахстанские автомобили займут половину рынка,
в том числе и за счет роста продаж автобусов отечественной сборки.
«По нашим прогнозам, рынок новых автомобилей по итогам года приблизится к отметке 60 тысяч, половина придется на автомобили отечественной сборки.
Ситуация с автобусами должна выправиться уже в ближайшем будущем
Государство выделяет деньги на финансирование юрлиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих автобусы в лизинг под 7%. В первые годы планируется обновить около 700 автобусов», — говорят эксперты АКАБ.
Что касается производства, тут ситуация неоднозначна. По официальным данным Комитета по статистике, в январе-октябре в республике с конвейера сошло 24 155 легковых автомобилей. А в октябре впервые с декабря 2014 месячный объем производства превысил 3000 единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года выпуск вырос на 86%.
Однако производство других видов техники значительно сокращается. Например, производство автобусов, о будущем росте которого говорят в АКАБ, за 10 месяцев составило 249 единиц, из которых 18 – в октябре. Показатели 2017 года: 545 и 97 единиц соответственно. Нынешние объемы – худшие с 2015 года.
Падает и производство грузовых автомобилей: за 10 месяцев в республике выпущено 882 единицы
Абсолютно худший результат как минимум за последние 6 лет (в январе-октябре 2017, который оказался самым неудачным за пятилетку, было произведено 1 117 единиц автотехники).
Не исключено, что исправить ситуацию можно будет за счет господдержки, как это произошло в случае с легковыми автомобилями. Например, более 2,9 тыс. авто в январе-октябре 2018 были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. Это 12,5% от всех продаж казахстанских заводов.
Однако важно понимать, что спрос на грузовые автомобили увеличивается в период промышленного роста. Поэтому просто дать льготы производителям недостаточно – необходимо обеспечить условия, при которых техника не будет застаиваться.