Традиция ноябрьских распродаж, изначально известная лишь в США, в течение нескольких лет обрела популярность буквально во всем мире, в том числе и в Казахстане. В нашей стране о «черной пятнице» знают уже 50% опрошенных.
Команда аналитиков Black-Friday.Global в течение нескольких лет внимательно следила за этим трендом. Как растет интерес к покупкам и распродажам среди казахстанцев в ноябре? Какие категории товаров пользуются наибольшим спросом? Сколько денег казахстанцы тратят во время этого шоппинг-безумия и как наша покупательская способность выглядит на фоне других народов мира? Чтобы ответить на эти вопросы, эксперты провели опрос в 55 странах мира и проанализировали статистические данные о «черной пятнице».
Black Friday не без причины называют феноменом. Согласно данным поисковой системы Google, в течение последних пяти лет интерес интернет-пользователей к этому событию вырос более чем в два раза. Каждый год практически во всех странах скидочное безумие приводит к очередным рекордам оборотов и прибыли. Разве что в странах западного полушария, куда тренды из Соединенных Штатов доходят раньше Европы, отмечается умеренный рост интереса к специальным предложениям на «черную пятницу».
В казахстанских магазинах Black Friday начал появляться в 2009 году. В течение последних нескольких лет популярность этой распродажи динамично растет. Как показали результаты опроса, 30% жителей Казахстана примут участие в «чернопятничных» распродажах (это на 20% больше, чем годом ранее). Причем большинство покупателей (55%) отправится на поиски выгодных предложений как в интернет, так и в традиционные торговые центры. 19% покупателей попытается извлечь выгоду в оффлайне и только 26% — в онлайне.
«Черная пятница» каждый год взвинчивает показатели продаж. В каждой из 55 проанализированных стран количество транзакций в интернете во время Black Friday значительно возрастало по сравнению с обычным днем. К примеру, пользователи из Греции совершили на 2600% покупок больше, чем обычно, а жители ЮАР — на 2571%. Но ни в одной другой стране не было отмечено такого большого интереса к «чернопятничным» распродажам, как в Пакистане. Там активность интернет-покупателей была на 11525% выше, чем в обычный день в году.
Никого не должно удивить, что во многих странах именно ноябрь является месяцем, приносящим продавцам наибольшую прибыль. Считается, что доля этого месяца в годовых оборотах достигает около 20%, а из наших внутренних данных следует, что в некоторых странах, например, как в Великобритании, Греции и ЮАР, каждая третья транзакция в интернете осуществляется в ноябре.
Результаты опроса показали, что в «черную пятницу» наибольшее количество денег готовы потратить жители Северной Америки и Европы. Покупки на относительно небольшие суммы планируют жители азиатских стран — например, Пакистана, Малайзии и Филиппин.
Казахстанские охотники за скидками планируют потратить во время Черной пятницы в среднем 21688 KZT (64 USD). Это меньше, чем россияне (136$) и белорусы (150$), но больше, чем пакистанцы и марокканцы (44 и 60 USD).
Каждый год в мировой прессе появляются репортажи о толпах людей в маркетах электроники. Однако, как показали результаты опроса, охотников за скидками в большей мере интересует одежда, нежели электроника. Среди опрошенных техника оказалась только на втором месте. Наименьшим интересом пользуются книги, спортивные товары и нижнее белье.
«Черная пятница» славится значительными скидками — до 80–90%. И хотя количество товаров за символический 1 тенге или по скидке 90% сильно ограничено, участники «чернопятничных» распродаж могут рассчитывать на действительно высокие скидки.
Согласно нашей статистике о Black Friday 2017 года, самую большую выгоду от распродажи получают американцы, канадцы и украинцы. В этих странах средняя скидка в интернет-магазинах в последнюю пятницу ноября составила 66–68%. Чуть более «скромные» скидки могли получить жители России (58%), Бразилии (57%) и Турции (56%), а среднестатистическая скидка для всего мира составила 55%.
В казахстанских интернет-магазинах средняя скидка составила 56%. Учитывая прогнозируемые затраты казахстанцев во время «черной пятницы»-2018, это может принести экономию в районе 27603 тенге.
Исследование основывалось на статистических данных работающей с 2010 года платформы скидок Picodi.com, которая создала портал Black-Friday.Global. Он посвящен «чернопятничным» распродажам. В опросе приняли участие 12 тыс. человек из 55 стран мира.