Об общедомовых приборах учетах тепла, злостных алматинских неплательщиках и новых квитанциях читайте в интервью с Эльмирой Байчигасовой, коммерческим директором ТОО «Алматинские тепловые сети».
— Зима на носу, а это время года у людей всегда вызывает определенную тревогу. Будет ли в квартире тепло? Сколько платить? И как сделать так, чтобы в квартире было комфортно, а платить за это по минимуму?
— Во-первых, для того чтобы в квартирах было тепло, а платить при этом нужно было не очень много, мы рекомендуем установить общедомовые приборы учета тепловой энергии. Но даже установив прибор, без бережного хозяйского отношения к общедомовому имуществу экономии мы не получим.
Говоря об имуществе, я имею в виду модернизацию дома, проведение своевременного капитального ремонта. Напомню всем банальные истины — в зимний период необходимо закрывать окна в квартирах, подъездах и подвальных помещениях.
Естественно, если у нас будут окна нараспашку, если мы будем отапливать Вселенную, начисления по общедомовым приборам учета нам ничего не дадут.
— Давайте поговорим о приборе. Ни один из нас его самостоятельно установить не то что не сможет, но не имеет право это делать. Кто должен этим заниматься?
Алматинцы должны за тепло 1,88 млрд тенге. К чему это приведет?
— Специальные сервисные организации по установке таких приборов. Кроме того,
в этом году по поручению акима города Алматинские тепловые сети запустили проект «Приборизация»
Он предполагает почти стопроцентное оснащение приборами учета многоквартирных жилых домов Алматы. За исключением домов, которые отнесены к категории «Ветхое жилье» и не имеющих такой технической возможности. То есть те, которые еще не отнесены к категории «Ветхого жилья», но предположительно, будут отнесены к нему в ближайшие годы.
— Итак, я хочу, чтобы в моем доме, в моей квартире была внедрена программа «Приборизация». С чего начать? К кому я должен обратиться?
— Во-первых, председатели КСК, инициативные группы либо старшие по дому, любой орган управления кондоминиумом имеют право составить протокольное решение, используя собрания или опросные листы, где будет выражено желание потребителей на установку приборов.
— Для чего нужен протокол? Что, есть люди, которые отказываются от приборов?
— Есть те, которые может быть не до конца понимают преимуществ их установки. С такими мы, конечно же, проводим разъяснительную работу. Поэтому нам и нужно протокольное решение.
И если большинство «за», прибор в этом доме установят
Когда председатель КСК отправит заявку на установку прибора, мы ее регистрируем и начинаем работать по обследованию дома.
— Сколько стоит этот прибор?
— Приборы учета не дешевые, диапазон цен разный. Но мы проводили анализ и расчеты, которые доказали, что даже для 20-квартирного дома установка ОПУТ экономически выгодна.
— Мы можем сказать сейчас алматинцам: пойдите вот по такому-то адресу, побеседуйте с людьми, которые много много лет пользуются общедомовым прибором учета тепла, и вам они скажут, выгодно это или нет. Назовете адреса?
— Навскидку не скажу, но мы приглашали председателей КСК на конференции и разъясняли им все выгоды и преимущества этих приборов. И не только по отоплению, но и по горячему водоснабжению.
— Мы тоже подготовились к передаче, и скажем, что самое большое число общедомовых приборов учета тепла установлено в Ауэзовском районе Алматы. Там сейчас практически каждый дом, каждая многоэтажка имеют ОПУТ. А вот в центре люди почему-то не очень стремятся их устанавливать. Хотя мы знаем почему. Для того чтобы стоял прибор, в подвале должно быть сухо.
— А это, опять же, работа председателя КСК.
И если ваш подвал затоплен, значит ваш председатель, извините, бездельник
А вам, наверное, он объясняет: «Это дорого, не стоит ввязываться».
— Итак, сколько нужно будет каждому хозяину квартиры платить в месяц за приобретение и обслуживание прибора учета?
— Проект, который будет внедрять АТС, предполагает 4 года рассрочки. В итоге на каждую квартиру выходит от 200 до 400 тенге. Это максимальная сумма в месяц.
— Но за установку отдельная оплата?
— Отдельная.
— У вас ведется такой учет?
— Конечно, в квитанции это отдельная строка.
— Потом выкуп и обслуживание, верно?
— Нет. Установка будет включать в себя и обслуживание, и монтаж, и сам прибор учета.
— Хорошо, а зимой тариф будет другим?
— Конечно, разница есть, и она существенна.
— Чем живет сегодня ваше предприятие?
— Мы занимаемся несколькими проектами. Первый — приборизация, второй – автоматизация, третий – это проект о приведении расчетов начислений в таком виде, при котором потребителю было понятно, за что он в конечном итоге платит.
Хотелось бы дополнительно отметить, что в этом году к технической спецификации к закупаемым приборам учета мы повысили требования и запросили, чтобы каждый прибор сопровождался программно-аппаратным комплексом и лицензией на него.
— Что это дает?
— Это
дает возможность потребителю в режиме онлайн просматривать состояние системы теплоснабжения в доме
и мониторить расходы по прибору. Кстати, по сбросам, по всем потерям, которые идут по общедомовым сетям, несет ответственность КСК. О оплачивать должны тоже КСК.
Что касается третьего проекта. В настоящее время мы совместно с компанией, которая сопровождает наш программно-аппаратный комплекс и нашу информационную билинговую систему, проводим изменение алгоритмов расчета начислений.
С 1 октября эти алгоритмы будут внедрены и потребители смогут увидеть изменения в ноябрьских квитанциях
Изменится сама форма квитанции. В ней будет четко написано, какое было потребление — по индивидуальному прибору или начисление по норме. Второй строкой будет стоять распределение по общедомовому прибору учета. Он, и это уже доказано, более точен, его погрешность гораздо ниже (не более 3-4%). А вот индивидуальные приборы дают погрешность как минимум в 12%, а с годами и еще больше.
— У нас действительно очень много жалоб, что в квитанциях вдруг ни с того ни с сего появляются долги. У вас очень много жалоб на то, что масса лиц – и юридических, и физических — не оплачивает вашу работу. А теперь расскажите подробнее о дебиторских задолженностях, перерасчетах и долгах населения.
— По состоянию на 22 августа 2018 года дебиторская задолженность в целом по всем потребителям Алматы составляет 1,88 млрд тенге. Свыше 500 млн – это долги юрлиц, и почти 1,4 млн – долги населения.
— Эти долги еще с зимы остались?
— Среднемесячное начисление за услуги снабжения тепловой энергии составляет 3 млрд тенге. Поэтому та цифра, которую я вам озвучила, по факту почти месячная дебиторская задолженность месячного начисления.
— А как же вы ремонтировали летом тепловые сети? На какие деньги? Кто их выделяет?
— Давайте разберемся, из чего состоит тариф на услугу снабжения тепловой энергией. 80% от суммы тарифа – это расходы на получение тепловой энергии, оплата теплоисточникам. И только 20% от всей этой суммы – это то, чем занимается наше предприятие. Я имею в виду транспортировку, распределение и снабжение тепловой энергией. 20 процентов, заметьте!
— То есть из 20% еще и задолженность населения?
— Нет, я сейчас сказала о тарифе. А задолженность в целом по городу за услугу. Кто на текущий момент наши дебиторы? Картина такая: во-первых, это люди, которые уехали куда-либо за пределы Алматы и проживают в других городах, а может и в других странах.
— Которые имеют по 10 квартир, в одной живут, а 9 не оплачивают.
— Примерно так. Они считают, что раз они не проживают, то и платить им нечего. Но услугу-то отопления они в любом случае получают. Отопление – это единая система. И за него в любом случае должны платить.
А портрет второго дебитора – это малоимущие и социально уязвимые слои населения, которые не пользуются возможностью получать компенсацию на оплату коммунальных расходов.
Таким должникам мы рекомендуем обращаться через egov, зарегистрировать свою заявку и получить компенсацию
— Эльмира Юрьевна, вот такой пример. В 3-комнатной живет один пенсионер с минимальной пенсией, и оплачивать ему действительно нечем. Я много раз был свидетелем, что ему предлагают продать эту квартиру и купить 1-комнатную. У меня аналогичная ситуация с родителями, к примеру. Я им предлагаю жить вместе со мной, чтобы облегчить расходы на коммунальным платежам. Тем ни менее, устоявшаяся привычка сильнее. Каждый человек имеет право выбора. Им так удобно. Они к этому привыкли.
— А вы им помогаете оплачивать коммунальные?
— Помогаю.
— Хотите платить меньше за тепло, ставьте общедомовой прибор учета тепла, экономьте. Не хотите — зарабатывайте больше. Но своим родителям надо помогать обязательно!
— Ответственность тепловых сетей начинается с покупки тепла и доходит до-?
— До границы балансового разграничения с потребителями, до балансовой ответственности.
— У меня столько вопросов по данной теме: одному холодно, другому жарко. Почему так сильно топят? Я с открытой форточкой сплю! А первый этаж, как правило, замерзает. Почему вы не реагируете на такие жалобы? Почему вы не заходите в жилище, не приводите батареи отопления в порядок?
— В квартиры мы вообще не заходим. Границей балансового разграничения является элеваторный узел. Дальше — ответственность КСК.
— А если КСК не несет ответственность? Уверен, 15 октября пойдут первые звонки: «Почему алматинские тепловые сети не подают тепло? У нас сегодня начался отопительный период».
— Мы соблюдаем температурный режим. Тепло подаем абсолютно всем и одинаково. Другое дело, как подготовку к отопительному периоду провело само КСК, вот в чем вопрос.
— Что же делать человеку? Куда идти?
— Обращаться в КСК, писать в управление жилья и жилищной инспекции. Пусть придут и проверят работу.
Ну что же, уважаемые потребители, сограждане, готовьтесь к зиме. Она будет, как обычно, со снегом и морозами. Уже сейчас нужно идти в КСК и спрашивать, подготовлен ли ваш дом к зиме. Это первое. Второе — пройдитесь по подъезду: все ли в порядке? Все ли фрамуги плотно закрыты? Закрыты ли вентиляционные отверстия в подвале?
Полная версию интервью — здесь.