На днях движение «Талибан» в очередной раз заявило о себе, как о силе, с которой необходимо считаться. Так, в Афганистане талибы захватили аэропорт Газни и штаб полиции. Наступление талибов на город, расположенный в 150 километрах от Кабула, началось в ночь на 10 августа. При этом операция проходила одновременно с нескольких направлений.
Сообщалось, что после взятия талибами аэропорта Газни, афганские силовики смогли удержать в городе только штаб местной службы безопасности и здание губернатора. Сложившаяся ситуация для афганских властей носит довольно щекотливый характер. Ведь практически весь юго-восток Исламской республики Афганистан может быть отрезан от Кабула.
И теперь для того, чтобы отбить аэропорт афганским властям и расположенным в Афганистане подразделением НАТО придется провести масштабную военную операцию с использованием крупных сил.
Ранее стало известно, что за минувшие два дня в результате столкновений боевиков радикального движения «Талибан» с правительственными силами Афганистана в Газни погибли более 100 человек: порядка 90 афганских военных и 13 мирных жителей.
По сообщению афганского телевизионного канала Tolo News, талибы атаковали базу Афганской национальной армии в Фарьябе и заняли несколько опорных пунктов. Боевики взяли базу проправительственных сил в осаду с субботы, но Кабул не смог оказать своим военным поддержку. Член парламента от Фарьяба Башир Ахмад Тайандж обвинил службы безопасности в бездействии.
Между тем Министерство внутренних дел Афганистана проинформировало, что уже 12 августа в результате двух авиаударов по афганскому городу Газни было ликвидировано порядка 47 террористов. Об афганское ведомство сделало сообщение в Twitter.
Отмечается, что в результате ещё одного удара в деревне Хаджи Калах в Газни были ликвидированы четыре боевика. По словам пресс-секретаря губернатора провинции Ариф Нури, под минометный огонь попали жилые дома и армейские контрольно-пропускные пункты, а улицы усыпаны телами боевиков.
Между тем поступающая информация носит противоречивый характер. Так, например по заявлению движения «Талибан», боевики захватили «большинство расположенных в городе правительственных зданий», при этом правительственные войска понесли значительные потери, в то время, как со стороны талибов, погибли три человека и восемь получили ранения. Вместе с тем пресс-секретарь министерства обороны Афганистана Мохаммад Радманиш отмечает, что город Газни находится под контролем правительственных сил.
Сложившаяся ситуация, когда талибы успешно проводят наступательные операции, отмечается не первый день. Так, например, в мае 2018 года в Бадгисе (север Афганистана) был полностью захвачен район Тала-ва-Барфак. В ходе военной операции погибли прядка 100 афганских спецназовцев, а чиновники районной администрации вынуждены были искать убежище в горах, откуда их через несколько дней эвакуировала военная авиация.
В Джелалабаде (восток Афганистана) в городе с конца весны разместилась база ИГИЛ
В Бадахшане (северо-восток Афганистана) талибами был захвачен уезд Кохистан. Тогда, при наступлении погибло порядка 20 афганских военных.
Отсутствие достоверной информации, не позволяет создать полную картину. Но ряд источников делают свои заключения по этому поводу. Так, «Long War Journal» в своем майском выпуске отметил, что из 407 административных районов Афганистана в «зоне противоборства» находится 200. При этом еще 159 контролируют афганские власти, и 39 районов подконтрольны отрядам полевых командиров. Однако, как свидетельствуют развивающиеся события, ситуация с подконтрольными зонами меняется практически каждый день.
И такая картина наблюдается уже не первый год. Так, еще весной 2017 года многие отмечали ухудшение положения афганских вооруженных сил и полиции. Согласно сухим цифрам статистики, подразделения регулярно несут потери, как в живой силе, так и в технике. И не всегда потери носят так называемый боевой характер.
Так, например, в докладе Пентагона была опубликована статистика, которая говорит о сокращении численности афганских вооруженных сил (порядка 172 071 человек) с апреля 2017 г. по январь 2018 г. на 4 818 человек (или на 2,8%). За аналогичный период афганская полиция, насчитывающая 131130 полицейских, сократилась на 23 210 человек (или на 17,7%). Как отмечают авторы доклада, причины сокращения численности проправительственных вооруженных сил и полиции остаются «неясными».
Многие эксперты связывают успехи талибов с рядом факторов:
При этом рост симпатии местного населения к полевым командирам имеет вполне реальную базу. Ведь известно, что антитеррористическая операция была развернута США в Афганистане в 2001 году. После этого санкцией Совета Безопасности ООН на территории ИРА были развернуты международные силы по обеспечению безопасности (ISAF) под командованием НАТО. Однако присутствие иностранных легионеров принесло совершенно противоположный эффект. Помимо этого низкая эффективность миссии способствовала выводу в 2014 году боевого контингента стран НАТО, но не до конца. И с начала 2015 года на смену боевой операции пришла, так называемая небоевая миссия «Решительная поддержка».
В результате на сегодня население отдает свое предпочтение своим, пусть даже и вооруженным согражданам, нежели иностранным «солдатам удачи».
В настоящее время в стране наблюдается разрастание зоны противостояния между афганскими властями и отрядами полевых командиров. Вполне возможно, что с наступлением холодов противостояние будет сведено к минимуму, как это наблюдалось на протяжении последних 10 лет, однако с наступлением весны можно ожидать активизации боевых действий.
Между тем движение «Талибан» пытается расширять свои связи с зарубежными странами. Так по сообщению пресс-службы МИД Узбекистана на прошлой неделе состоялся четырехдневный визит делегации талибов в Узбекистан.
Возглавляемая Шер Мохаммад Аббас Станикзаем афганская делегация встретилась с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым, а также его специальным представителем в Афганистане Исматилой Иргашевым.
Напомним, что ранее президент Узбекистана Шавкат Мирзияев говорил, что Узбекистан готов создать все условия для организации на своей территории диалоговой площадки ждя прямых переговоров между правительством Афганистана и движением «Талибан».