22-23 июня в Вене (Австрия) состоится заседание ОПЕК+. На нем могут быть установлены новые квоты на добычу нефти. Событие важное – от него во многом зависит поведение цены на «черное золото» на ближайшие месяцы. Каким бы ни был ответ, Казахстан в любом случае будет наращивать показатели.
Первое соглашение ОПЕК+ было подписано в конце 2016 года. Участники картеля, а также ряд стран, не входящих в него (отсюда приставка «+»), договорились об общем сокращении добычи на 1,8 млн баррелей в сутки. Таким образом участники соглашения планировали поднять мировые цены на нефть за счет снижения предложения. Ставка сработала, но отказываться от соглашения никто не стал – в 2017 году оно было пролонгировано.
При этом фактически добыча намного меньше запланированного: в мае страны ОПЕК добывали 31,9 млн баррелей в сутки, хотя могли 32,73 млн.
Причин две. Первая – катастрофическая ситуация в Венесуэле. Производство нефти в стране продолжает снижаться из-за сложной экономической ситуации, вызванной снижением доходов от нефти — замкнутый круг.
Вторая – переориентирование Саудовской Аравии на экспорт продукции с добавленной стоимостью.
Саудиты сокращают экспорт нефти, одновременно увеличивая ее переработку, и продают более дорогие нефтепродукты
Кроме того, до конца года ожидается еще одно важное событие – снижение добычи нефти в Иране. Аналитики ING Research оценивают, что до конца года показатель упадет на полмиллиона баррелей в сутки (с нынешних 3,8 млн), и еще на столько же в 2019 года. Причина – санкции США, которые вступят в силу осенью. Ожидается, что запрет на осуществление сделок с рядом иранских компаний ударит в первую очередь по нефтяному сектору.
Два главных участника сделки ОПЕК+ — это Россия и Саудовская Аравия. От их решения во многом будет зависеть будущее всего договора. И они между собой, кажется, договорились. Как заявил министр энергетики России Александр Новак после визита в Саудовскую Аравию, страны предлагают увеличить добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки от текущего уровня. Предполагается, что решение вступит в силу уже 1 июля.
По факту, такое повышение не скажется на общем состоянии рынка: лимит добычи будет немногим выше уровня конца 2016 года – примерно на 0,6 млн баррелей в сутки больше, чем было предусмотрено первоначальным соглашением. Но учитывая ситуацию с Ираном и Венесуэлой, фактически никакого превышения может и не быть.
Тут встает новый вопрос:
кто конкретно получит право добывать больше нефти?
Ситуация неоднозначная. Страны ОПЕК добычу сокращают, но участвующие в договоре страны, не входящие в картель, ее наращивают. В первую очередь это касается Казахстана и России. В таких условиях было бы справедливым отдать большую часть квот странам картеля. Но при этом
техническую возможность значительно нарастить добычу имеют только две страны – Россия и Саудовская Аравия
Которые, собственно, и предлагают добычу повысить. А это значит, что они планируют забрать себе и большую часть квот.
Такой вариант, конечно, устраивает не всех. Известно, что против предложения об увеличении добычи готовы выступить проблемные Венесуэла и Иран, а также примкнувший к ним Ирак. Эта страна, судя по всему, технически не сможет заметно увеличить показатели.
«Если Саудовская Аравия и Россия хотят увеличить производство, это требует единодушия. Если эти двое хотят действовать в одиночку, это является нарушением соглашения о сотрудничестве», — заявил представитель Ирана в ОПЕК Хоссейн Каземпур Ардебили.
Страны боятся, что повышение добычи подорвет саму основу соглашения. Предложение вновь начнет расти, что негативно скажется на ценах на нефть. Несмотря на то что объемы могут не сильно отличаться от показателей двухлетней давности, это может стать мощным сигналом для рынка. Тем более, что за прошедшее время появился фактор, который ранее не играл столь важной роли. Речь о нефтепромысле США.
ОПЕК в майском отчете прогнозирует рост добычи нефти в Америке на 1,16 млн баррелей в сутки — до 10,51 млн (с удвоением темпов роста). EIA дает еще более высокие цифры – 10,8 млн в 2018 и 11,8 млн в 2019 году. При этом в настоящее время стремительный рост числа буровых в США приостановился. Но дело не в низкой рентабельности или недостатке ресурсов. Трубопроводы работают чуть ли не на пределе возможностей, добытую нефть просто нечем транспортировать. С вводом новой инфраструктуры (соответствующие работы уже ведутся) можно ожидать бума добычи. А в таких условиях еще и повышение квот ОПЕК может потянуть цены на нефть вниз.
Позиция Казахстана по этому вопросу пока не объявлена. Министр энергетики Канат Бозумбаев подтвердил, что примет участие во встрече. Но пока неизвестно, с каким именно настроем.
«Мы поедем обсуждать. У нас есть (позиция), но мы будем обсуждать», — отметил министр.
На чем бы ни сошлись стороны, Казахстан ограничивать себя договорами не намерен. В очередной раз на это Канат Бозумбаев намекнул 19 июня во время встречи с населением. Он сообщил о планах отрасли: добыча нефти будет расти ежегодно, поднявшись с 86,2 млн тонн в 2017 году до 104 млн тонн к 2025 году. Основные источники – это Кашаган (расширение позволит добывать до 16 млн тонн в 2024 год), Карачаганак (будут реализованы проекты по поддержанию нынешнего уровня добычи) и Тенгиз.
Рост показателей отмечается уже в 2018 году. В январе-мае рост добычи составил 6,4% при плане в 1%. Экспорт вырос на 5,7% вместо запланированных 1,4%, а переработка – на 6,2%. Растет и добыча газа: товарного – на 7,6% (при плане в 1%), сжиженного – на 4,7% (при плане в 3,4%).
При подготовке текста использовались материалы «Коммерсантъ» и Forbes.kz