Политолог проанализировал портрет трудовых мигрантов из Китая и других стран, приезжающих работать в Казахстан.
Отток граждан из Казахстана продолжается: с начала 2018 года, по информации Комитета по статистике, страну покинуло около семи тысяч человек. Между тем, если сопоставить эти данные с данными Минтруда, вырисовывается следующая картина: уехавшие казахстанские специалисты заменяются работниками из
Всего за первые четыре месяца 2018 года в Казахстан для работы приехали 6074 иностранца, что на 375 человек больше, чем за аналогичный период 2017 года.
Политолог Булат Султанов проанализировал характеристики приезжающих в РК работников из всех указанных стран.
Из развитых стран, таких как Великобритания, в Казахстан едут работать те, кто не нашел себе «место под солнцем»,
не выдержав конкуренцию внутри своей страны.
— Да, они знают английский язык, их принимают на работу в различные вузы — благодаря курсу на трехъязычие. Но вот их профессиональные качества лично у меня вызывают вопросы, — говорит он.
Политолог отмечает: внутренняя политика Трампа в США коснулась не только производств, часть из которых он намерен перенести в страну, но и квалификации работников. Требования к ним еще больше ужесточили. И Казахстану надо брать пример.
По мнению политолога, нужно ставить шлагбаум для людей, не обладающих высокой квалификацией. И создать систему закрепления в Казахстане тех, кто является хорошими специалистами по той или иной специальности.
— В основном казахстанцы уезжают в Россию и Германию, небольшой отток идет и в США. Причем выезжают представители не только русской национальности. Уезжают и казахи. Потому что не видят перспектив в стране. В связи с этим, я считаю,
действия правительства противоречат поставленным задачам
Ведь диверсификацию экономики нельзя провести без квалифицированных кадров, — говорит он.
По данным эксперта, сегодня в Казахстан мигрируют из Узбекистана, Монголии и Китая.
— Приезжают в основном из сельскохозяйственных районов, а там нет тех специалистов, которые нам нужны. Сельское хозяйство у нас развивать они тоже не будут, предпочитают ехать в города. Да и внутри страны у нас происходит миграция из сел в города.
— Наши сельскохозяйственные районы находятся не совсем в благополучном состоянии. А создание кооперативов в сельской местности пока не дает результатов. У нас никто не занимается прогнозированием. Я не раз говорил о том, что нам
нужна программа, в которой будет прописано, какие отрасли нам нужно развивать, кого привлекать и как удерживать этих людей
Сегодня у нас нет комплексного подхода к выполнению посланий президента, — считает Султанов.
Китайские работники, приезжающие в Казахстан, это в основном этнические казахи и уйгуры, а этнических китайцев — «ханьцев» приезжает мало.
— Ханьцы приезжают к нам в основном для работы на китайско-казахстанских и китайских предприятиях. В частности, едут в Актюбинскую область на нефтедобычу. Также задействованы в гостиничном бизнесе и банковской сфере.
Этнические уйгуры с китайскими паспортами в основном обитают на барахолке в Алматы или Астане
Ниша в сфере торговли давно занята представителями уйгурского этноса. Помимо торговли на рынках, они организовывают малые предприятия общепита — шашлычные, лагманные, по городу Алматы таких заведений немало. Уйгуры в Китае загнали себя в угол: много лет они добивались внедрения в школах преподавания на уйгурском языке. Им это удалось. Однако, закончив школу на уйгурском языке, они не могут поступить в китайские вузы. Таким образом, по словам многих чиновников, они сами себя загнали в такое положение и теперь пытаются найти себя здесь в торговой сфере, — рассказывает он.
По словам Султанова, китайские казахи с высшим образованием не особо спешат в Казахстан. Едут те, кто его не имеет, в основном из Синьцзян-Уйгурского региона, селятся в городах и населенных пунктах вблизи городов.
— Я сам немало разговаривал со специалистами-казахами из Китая, среди которых были
Они говорят: «Мы в Казахстан не поедем, в Китае у нас зарплата выше, чем в Казахстане»,
— вспоминает он.
Приезжающие работать в Казахстан турки, по словам Султанова, прошли через непростой период у себя на родине.
— Сейчас в Турции наблюдается большая миграция арабского населения из стран Ближнего Востока, экономика которых разрушена войной. Едут иракцы, сирийцы, ливийцы и начинают работать в гостиничном секторе и общепите.
Сами же турки, не выдерживая конкуренции, едут работать за рубеж
У нас турки заняты в основном в гостиничном бизнесе и строительстве, — отмечает политолог.
Индия — еще один поставщик трудовых мигрантов. Из-за роста численности населения там сложно найти работу, поэтому индийцы едут во многие страны мира и в массе своей заняты в сфере строительства.
— Из Украины работать едут в основном те, кто устал от четырехлетней войны на Донбассе
Кроме того, на Украине наблюдается кризис, связанный с потерей рынка. 19 мая президент Порошенко подписал указ, что страна выходит из всех соглашений с Содружеством независимых государств. Значит, торговли с Россией и другими странами СНГ уже не будет. А конкурентоспособность украинских товаров на европейском рынке не выдерживает никакой критики. Поэтому часть населения едет в Россию, а часть к нам, в Казахстан, — заключает Булат Султанов.