В Казахстане 2016 год многим запомнился по разговорам о китайском проекте «51 новый завод».
В связи с этим назрело немало вопросов. В частности, существуют ли эти заводы в реальности, а если существуют, на какой стадии строительства находятся и что будут производить? Кроме того, как налаживаются контакты между китайскими инвесторами, казахстанскими чиновниками и казахстанцами. ИА «Фергана» попытался ответить на эти и другие вопросы.
Если кратко, то можно сказать, что все происходит очень медленно. Причем,
китайцы считают, что проблема в казахстанской бюрократии.
О взаимоотношениях китайских бизнесменов и казахстанских чиновников в свое время высказался генсек Союза китайских предпринимателей в Казахстане Ху Хайсинь:
«Ваши чиновники хотят, чтобы к ним приходили деньги иностранных инвесторов, но не хотят, чтобы вслед за этими деньгами приходили сами инвесторы.
По крайней мере, такое отношение чувствуют китайские бизнесмены», — сказал Ху Хайсинь в ходе встречи ученых, экономистов и журналистов, отправившихся в первое турне по «китайским» предприятиям Казахстана, организованное посольством Китая в Астане.
О многом говорит и предыстория этой поездки. В середине 2017 года на встрече с министром по инвестициям и развитию (МИР) РК Женисом Касымбеком был поднят вопрос о возможности посещения «китайских» заводов? Тогда министр уверял, что турне состоится в июле. Но после встречи никто в министерстве о поездке не вспоминал.
Вопрос всплыл в ноябре, во время очередной встречи с общественностью, организованной посольством КНР в Казахстане. Посол Китая Чжан Ханьхуэй рассказал о проблемах некоторых предприятий, куда вложили свои средства китайские бизнесмены. Он также пообещал, что поездку организует посольство.
Сразу после этого МИР РК собрало сотрудников подконтрольной министерству компании «Казахинвест» и СМИ. Все они отправились на расположенный в СКО завод по производству рапсового масла. Стоит отметить, что на этом же заводе поездка и закончилась, другие предприятия не демонстрировались. Примечательно, что в присутствии казахстанских чиновников китайские управляющие говорили об одном, а спустя неделю, в присутствии экспертов, журналистов и китайских дипломатов – рассказывали совсем о другом.
Стоит также добавить, что турне, организованное посольством КНР, длилось больше недели. Члены поездки посетили шесть регионов Казахстана.
Поездка началась с перелета в Костанай. Оттуда члены группы ехали сотни километров на автобусе по безлюдному северному Казахстану.
В Костанае первым объектом для посещения стал бывший завод сельскохозяйственного оборудования, переоборудованный для выпуска легковых автомобилей – «Сарыарка Авто Пром». На деньги китайских инвесторов на заводе запустили линию по производству недорогих автомобилей JAC. Всего компания «China National Vehicles Importand Export Corporation» инвестировала в завод 7,5 миллиардов тенге или около 22 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Но на заводе нет китайских рабочих – все собирается руками казахстанцев. Китайские инженеры и консультанты приезжали только для того, чтобы обучить местный персонал.
Следующим пунктом назначения стал Кокшетау. До него группа добиралась на арендованном автобусе. Забегая немного вперед, после Кокшетау пришлось сделать крюк в 160 км, чтобы посетить новый маслозавод «Тайынша Май», расположенный в соседней Северо-Казахстанской области. Что интересно, за неделю до поездки, гендиректор маслозавода Фан Лунфэй находился в компании казахстанских чиновников, и был очень сдержан в своих оценках. Но в этот раз он сказал все, что думал.
В отличии от автозавода, маслоперерабатывающее предприятие «Тайынша Май» китайцы построили под ключ. Сианьская корпорация «Айцзюй» инвестировала в него около 20 миллионов долларов. Между корпорацией и местными властями существует договоренность, что завод будет закупать семена масличных культур у фермеров и крестьянских хозяйств региона. И, как заверяют в национальной компании «Казахинвест», в Северо-Казахстанской области уже засеяли 270 тысяч гектаров масличных.
Производственная мощность завода около тысячи тонн масличных в день. Он может выпускать около 300 тысяч тонн масла ежегодно. Несмотря на то, что основная специализация завода – рапсовое масло, в планах было производство также подсолнечного и льняного. На предприятии планировалось трудоустроить 60 казахстанцев в качестве рабочих и 11 граждан Китая, среди которых – гендиректор, управляющий персонал и инженеры.
Но, как утверждает Фан Лунфэя,
завод был построен в рекордные по местным меркам сроки – всего за полгода.
Его даже презентовали главе государства Нурсултану Назарбаеву, во время очередного телемоста с регионами в декабре 2016 года. Но с тех пор завод выпустил всего 2 тысячи тонн рапсового масла.
Как отметил Фан Лунфэй,
проблема заключается в тихом саботаже с казахстанской стороны.
Например, одиннадцати высококвалифицированным китайским инженерам отказывают в предоставлении долгосрочных трудовых виз. Не удается решить вопрос и с беспошлинным ввозом в страну китайских комплектующих. Для этого нужно получать специальное разрешение, а разрешение это, по словам Фан Лунфэя, не выдают в МИР РК. Из-за этого китайцы ввозят дорогостоящее оборудование с учетом таможенных пошлин, что ведет к удорожанию продукции, а, следовательно, снижению ее конкурентоспособности на китайском рынке.
Кроме того, РК и КНР все еще не решили вопрос карантина на ввоз в Поднебесную побочного продукта переработки масла – жмыха, который используют в животноводстве как комбикорм. Из-за этого мешки с нереализованным жмыхом заполнили собой цеха нового предприятия.
Но основная проблема заключается в том, что мало кто из казахстанских рабочих может работать на уже ввезенном и смонтированном китайском оборудовании.
Обучать людей должны те самые инженеры, которым не дают визу. Все вышеперечисленное приводит к тому, что завод по сути простаивает, и может выдать максимум 30% от заявленной мощности.
После посещения «Тайынша Май» участники турне вернулись в Кокшетау. И уже оттуда ночью отправились в Астану. А из столицы вылетели в Атырау.
На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) благодаря кредиту Эксимбанка Китая в 1 миллиард 130 миллионов 408 тысяч долларов был построен комплекс передела ароматических углеводородов и комплекс глубокой переработки нефти. Они позволяют производить бензол, параксилол и авиакеросин. Это крайне важное производство, так как Казахстан постоянно нуждается в авиакеросине. Причем нуждается настолько, что на 70% зависит от поставок из России.
Осваивать китайские кредитные средства и выполнять строительные подрядные работы на этих комплексах АНПЗ пришла китайская же компания Sinopec Engineering Group.
Примечательно, что
лучше всего наладить взаимодействие китайцев и казахстанцев удалось в Атырау.
Это подтвердил и заместитель гендиректора казахстанского филиала компании «Sinopec» Жалгас Ткенбаев, подчеркнув, что между казахстанскими и китайскими работниками на предприятии установились хорошие деловые и дружеские отношения.
Во многом это связано с тем, что на АНПЗ работают казахи, учившиеся в КНР. Они настолько хорошо овладели китайским языком, что могут переводить специализированные научные и технические термины. 115 местных молодых людей отучились в китайских ВУЗах и их приняли на работу в Атырау. В периоды максимальной нагрузки на АНПЗ были заняты 700 иностранных – в том числе китайских – специалистов, и 4 тысячи казахстанцев.
Жалгас Ткенбаев отметил, что несмотря на то, что жители Атырау известны своей горячностью — здесь не случилось ни одного межнационального конфликта. Люди осознали пользу и перспективность делового подхода к делу, исключающего всякие дрязги и конфликты на национально-бытовой почве.
На заводе «Каспий Битум» в Актау, куда также пришли китайские бизнесмены, иностранцев в разу меньше, чем на АНПЗ. Однако, и здесь действуют курсы обучения, переквалификации и повышения знаний, которые проводятся с выездом работников предприятия в КНР. Граждане Китая занимают в основном должности в управлении и консультантов.
Завод «Каспий Битум» занимается переработкой нефти с месторождения Каражанбас. Предприятие способно производить около 400 тысяч тонн дорожного битума ежегодно. Стоит отметить, что казахстанский рынок нуждается в 600 тысячах тонн ежегодно. Не исключено, что завод, в который инвестировали китайцы, будет работать и на экспорт. Так, первая шестисоттонная партия жидкого битума была недавно отправлена в узбекский Самарканд, а первая пробная партия фасованного битума уехала в Китай.
Последней точкой на карте турне стал Шымкент. Шымкентский нефтеперерабатывающий завод может похвастаться неплохим взаимопониманием между казахстанскими работниками и китайскими инвесторами. Генподрядчиком модернизации завода выступает китайская компания СРЕСС. Общая стоимость проекта составляет более двух миллиардов долларов. Здесь нужно отметить, что часть финансирования берет на себя Банк развития Казахстана (БРК), но за счет привлечения займов у китайских банкиров. Модернизация необходима в первую очередь для того, чтобы увеличить производство бензина, дизельного топлива и авиакеросина почти в два раза по сравнению с текущими показателями. Ведь Казахстан почти на 50% зависит от российских поставщиков наиболее ходовых марок бензина. Плюс к этому разразившийся в 2017 году кризис с поставками авиатоплива. Если сюда добавить тот факт, что после аварии на Павлодарском нефтехимическом заводе возникли проблемы и с дизтопливом местного производства, то станет видно, что модернизация необходима как никогда.
Несмотря на довольно оптимистичную картину на западе и юге Казахстана,
в целом ситуация с китайскими заводами остается неутешительной.
Так, в ходе встречи с представителями филиалов таких крупных китайских компаний как «Солюкс», «Леново», «Хуавэй» и тому подобных, инвесторы не всегда могли сдержать свое раздражение относительно манеры ведения бизнеса казахстанскими партнерами. Как отметил генсек Союза китайских предпринимателей в РК Ху Хайсинь, сегодня
в Китае зачастую всего за день можно договориться и начать работать, а в Казахстане переговоры занимают до нескольких месяцев, а то и полгода.
И при таком длительном переговорном процессе все предварительные договоренности в один момент могут быть отменены и многомесячные усилия окажутся бесполезными. Помимо этого, китайский бизнес регулярно подвергается давлению со стороны местных силовиков и правоохранительных органов. Ху Хайсинь рассказал, что местным силовики отобрали паспорта у нескольких граждан КНР, прибывших в Казахстан для работы в компании «Солюкс Алматы» (отель «Пекин Палас» и ресторанный комплекс). Люди теперь не только не могут работать в Казахстане, но и не имеют возможности вернуться домой. Однако это частный случай. В основном
китайских инвесторов возмущает медлительность, беспринципность, неэффективность и малая результативностью казахстанских партнеров.
«О каком доверии в таких условиях может идти речь? К тому же у вас любят много говорить, подолгу все обсуждать, но не слишком любят работать. Когда приходит время приступить к работе, ее постоянно откладывают под предлогом проведения новых переговоров – и так до бесконечности. В Китае мы не можем позволить себе такой роскоши. Ведь это влияет на эффективность и конечный результат», — – говорит Ху Хайсинь.
С проблемами в Алматы столкнулся и глава ТОО «Asia Steel Pipe Corporation» (ASPC) Чэнь Даю. Он занимается строительством нового завода по производству труб для нефтегазовой промышленности. Этот проект также относится к «51-му заводу» Китая в Казахстане. Проект большой, планируется инвестировать более 100 миллионов. Но Чэнь Даю пока не смог понять, как работать в Казахстане. Взять хотя бы казахстанские СНиПы. Большинство из них разработано в 80-х годах ХХ века, а в Китае стандарты строительства шагнули далеко вперед. Проблемы возникают и с местными кадрами. Приходится или обучать с нуля, что влечет за собой серьезные дополнительные затраты или привозить рабочих из Китая, на что нужно еще получить разрешение. Чэнь Даю считает, что сегодня
казахстанские рабочие неконкурентоспособны из-за низкой квалификации.
Он привел следующий пример: компания объявила конкурс и собрала заявления от 300 человек и из них только двое соответствовали всем требованиям. Не отработана в Казахстане и Схема получения преференций для инвесторов: как признался бизнесмен, эти меры прописаны только на бумаге, в жизни же добиться их реализации практически невозможно.
P.S. Китай активно осваивает казахстанский рынок, осуществляя долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики. При этом стоит отметить, что иностранные инвесторы из других стран в последнее время приходят в Казахстан не так охотно. Малочисленные западные инвесторы в большинстве своем предпочитают нефтегазовый сектор. Только китайский бизнес вопреки всему активно инвестируют в Казахстан. Поэтому можно понять недовольство китайских бизнесменов, не желающих тратить деньги впустую.