Накануне судьбоносных переговоров России, Турции и Ирана Wall Street Journal проанализировал, как именно Путин прокладывает путь в будущее для Сирии. Именно он — ведь США остались в стороне от переговоров.
Россия готовится принять на этой неделе руководителей Турции и Ирана. На встрече в верхах стороны обсудят будущее Сирии, что еще больше укрепит позиции президента Владимира Путина как важного игрока на Ближнем Востоке. Президент Ирана Хасан Роухани и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган должны встретиться с Путиным в среду в российском курортном городе Сочи на берегу Черного моря. Эта встреча станет чем-то вроде круга почета для российского президента, который осенью 2015 года начал интервенцию в Сирии, оказав авиационную поддержку режиму президента Башара аль-Асада и переломив ход этой многосторонней гражданской войны. Поскольку группировке ДАИШ (от ред. – запрещена в РК и ряде других государств) грозит полный разгром, политические обозреватели заявляют, что теперь у лидеров трех стран появилась возможность договориться об облике послевоенной Сирии. В этой встрече не будут участвовать Соединенные Штаты Америки, которые в последние месяцы проводят жесткую линию в отношении Ирана.
Среди прочего Вашингтон отказался подтвердить выполнение Тегераном ядерного соглашения от 2015 года. Американские представители призывают Россию отдельно обсудить пути стабилизации обстановки в Сирии после разгрома ИГИЛ. Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин заявил, что
встреча в Сочи чем-то напоминает Ялтинскую конференцию, состоявшуюся в феврале 1945 года, на которой были очерчены контуры мирового порядка
после Второй мировой войны.
— Сходство заключается в том, что Россия и ее нынешние союзники одержали военную победу и занялись наведением мира и порядка там, где раньше были поля сражений, — сказал он. — Различие же состоит в том, что Россия и ее союзники не добились полной и абсолютной победы, как это фактически было в феврале 1945 года.
Москва и Тегеран являются союзниками в Сирии, причем Иран отправляет туда советников и солдат, которые оказывают поддержку войскам Асада. Анкара поддержала повстанческие группировки, стремившиеся к свержению Асада. Россия и Турция подошли к краю открытой конфронтации, когда турецкий самолет F-16 в ноябре 2015 года сбил российский штурмовик Су-24. Однако после попытки государственного переворота с целью свержения турецкого руководителя в июле 2016 года Эрдоган и Путин наладили отношения и навели мосты между двумя странами. Тегеран, Анкара и Москва поддерживают так называемый мирный процесс в Астане.
Назарбаев уверен в скорой победе над ИГИЛ
Речь идет о мирных переговорах, которые в последние месяцы проходят в столице Казахстана и которые привели к созданию зон деэскалации в отдельных районах Сирии.
— Турция, Россия и Иран достигли той точки, когда между ними существует общность позиций по Сирии, — заявил Эрдоган, выступая в пятницу с речью по телевидению.
Сочинскому саммиту предшествовала целая серия маневров, которые осуществлял российский руководитель. Они указывают на то, что Кремль намерен влиять на исход событий в Сирии. В последние недели Путин сосредоточил все свое внимание на Ближнем Востоке. Он побывал в Тегеране и принял в Москве соперника Ирана, короля Саудовской Аравии Сальмана. Саудовская Аравия выступает за свержение Асада, однако Москва сумела сформировать энергетический альянс с Эр-Риядом.
Одновременно с этим США и Россия ведут поиск общих позиций в целях урегулирования сирийского кризиса. Путин недавно обсуждал ситуацию в Сирии с президентом Дональдом Трампом, стороны договорились о «зоне деконфликтизации» на юго-западе страны. Однако между русскими и американцами существуют противоречия из-за российской военной миссии в Сирии, которая проводит авиационную кампанию против «Исламского государства» и имеет в своем составе несколько сотен военнослужащих сухопутных войск.
Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил на прошлой неделе о необходимости американского присутствия для того, чтобы «задавать условия в целях дипломатического урегулирования» в Сирии. 28 ноября в Женеве должен начаться новый раунд переговоров по Сирии под эгидой ООН. Но российская позиция предельно ясна уже сегодня. Когда «Исламское государство» будет окончательно разгромлено, США должны уйти из Сирии.
— В нашем понимании это означает, что сразу после ликвидации террористической базы американцы должны покинуть сирийскую территорию и воздушное пространство над ней, — заявила в четверг официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова.
Турция, Россия и США не пришли к взаимопониманию и по другому важному вопросу — о роли курдских группировок. «Демократические силы Сирии» во главе с курдами и при поддержке американской армии изгнали «Исламское государство» из его самопровозглашенной столицы Ракки. Россия выразила готовность включить курдов из состава «Демократических сил Сирии» в переговоры о политическом будущем этой страны. Однако Турция заявляет, что курды представляют неприемлемую угрозу безопасности, в связи с чем они не могут участвовать в переговорах.
Эрдоган также отмечает, что считает военное крыло сирийских курдов под названием «Отряды народной самообороны» террористической организацией, и грозит военным вмешательством в Сирии с целью изгнания этих отрядов из городов и поселков, находящихся поблизости от турецкой границы.
Контуры политического урегулирования пока расплывчаты и не до конца понятны. В первую очередь это касается судьбы Асада, которому издавна покровительствует Москва. США выступают за мирные переговоры при посредничестве и под руководством ООН, опасаясь, что Россия хочет ослабить женевский процесс.
Однако международные наблюдатели отмечают, что
Россия не в состоянии профинансировать крупные проекты восстановления Сирии, а США и Запад не хотят предоставлять помощь режиму Асада
Россия наложила вето на попытки Совета Безопасности ООН сохранить независимый комитет, занимающийся расследованиями фактов применения химического оружия в Сирии, и это еще больше осложнило переговорный процесс с Россией по вопросу сирийского будущего.
Путин и Назарбаев обсудили Сирию
Американская позиция «по-прежнему заключается в том, что мы не видим в перспективе места для семьи и режима Асада, — заявил в конце октября госсекретарь США Рекс Тиллерсон. — Мы четко изложили свою позицию на переговорах с Россией». Однако Кристофер Козак (Christopher Kozak) из вашингтонского Института изучения войн (Institute for the Study of War) в своем недавнем комментарии заметил, что Соединенные Штаты утратили вес и авторитет, уступив его Путину.
«Соединенные Штаты отреклись от роли влиятельного дипломатического игрока в Сирии, передав ее России, — сказал он. — В конечном счете США содействуют политическому процессу, в котором главным локомотивом будет Россия, что не соответствует стратегическим целям Америки в Сирии».
Источник Wall Street Journal