Осень 2017 в Казахстане ознаменовалась ростом цен, который, по мнению специалистов, только начинается.
Как пишет finprom.kz в Казахстане рост цен продолжается уже 2 года и 2 месяца, последнее месячное снижение показателя было зафиксировано в июне 2015 года (-0,1%). На сегодняшний день повысились цены на коммунальные услуги, бензин, многие продовольственные товары, а также товары народного потребления. До какого уровня дойдет инфляция? Как правило, рост цен всегда выпадает на осень, а пик продаж приходится на декабрь. Значит надо ждать еще скачков?
По мнению Нурлана Рахимбаева, аналитика «Казкоммерц Секьюритиз», инфляционное давление возможно будет присутствовать до конца 2017 года. Этому способствует снижение курса тенге, рост цен на бензин и другие товары.
— С начала 2017 года инфляция снижалась. Но в скором времени возможны ухудшения в сравнении с текущими показателями. Сейчас потребительская инфляция находится на уровне 7-7,1%,
хотя в начале года она была на уровне 8,5%, — отмечает он.
В 2016 году инфляция, по его словам, была еще выше, но ее планомерное снижение началось уже тогда с 14%. Cнижение связано с тем, что ситуация в экономике стабилизировалась. По мнению эксперта,
чтобы предотвратить рост инфляции, Казахстану необходимо снизить импорт и увеличить внутреннее производство
Экономист Магбат Спанов в свою очередь убежден, что какие бы реальные цифры темпов инфляции ни были, официально она будет находиться на уровне 6-8%.
— Это было не раз, когда реальные и официальные цифры противоречили друг другу. Учитывая, что есть ответственные люди за пороговый уровень инфляции, я думаю, цифры будут те, которые именно нужны для отчетов в рамках программных документов. А в целом,
о настоящих цифрах мы узнаем только на следующий год в сентябре-октябре, когда будут публиковаться официальные данные
И я уверен, нам скажут, что мы движемся в рамках коридора. Но это уже проблема статистики, — говорит он.
При этом экономист убежден, что прямое государственное вмешательство предотвратить рост инфляции не сможет.
— Нужно создавать конкуренцию на внутреннем рынке. Мы привыкли, что у нас рыночная экономика, соответственно, государство не может в нее вмешиваться. Так как мы подписали соглашения по ВТО и ЕАЭС, мы в этом плане ограничены. Поэтому государство должно создавать льготные условия, — говорит Спанов.
Спанов убежден, что
нынешний курс тенге, который тоже косвенно является причиной инфляции, носит спекулятивный характер. Планка должна быть на уровне 350 тенге
Экономист Рустем Жансеитов считает, что исходя из заверений министра экономики РК, инфляция к концу 2017 года не превысит допустимого значения 7,9%. Он солидарен со Спановым в вопросе несоответствия статистических данных по инфляции.
— Сопоставляя реальные цены и уверения, что в последнем месяце инфляция даже замедлилась, возникает недоверие к официальным данным. Люди же видят, что происходит на самом деле.
Особенно что происходит с ценами на энергоносители. Вполне возможно, что по итогам 4 квартала инфляция будет зашкаливать и дойдет до уровня 8-9%,
если не больше. Особенно на фоне перманентной нестабильности курса нацвалюты. Нынешний скачущий курс тенге не способствует стабильности экономики, — отмечает он.
По его словам, многие проблемы в экономике происходят из-за того, что государство устранилось от регулирования в важных сферах.
— Наша экономика ещё не такая мощная, разносторонне развитая и конкурентоспособная, чтобы полностью автобалансироваться. В кризисные времена нужен оперативный контроль и регулировка.
А вот экономист Асет Наурызбаев говорит, что причина нарастания инфляции — обилие тенговой ликвидности на рынке, не обеспеченной товаром.
— Инфляция — неизбежный итог 3-триллионного впрыска для спасения «умирающих» банков. Как и девальвация
Сейчас Нацбанк проводит интервенции, и это положительно сказывается на курсе тенге. Но тенговая ликвидность, присутствующая на рынке, в конечном итоге давит на потребительский рынок, — говорит он.
По его словам, банки, получив от государства деньги, должны были разместить 1 трлн тенге в ценные бумаги.
— Пакет ценных бумаг — вещь ликвидная. Государственные ценные бумаги всегда можно заложить и продать. Так и появляется лишняя ликвидность. И она выдается в виде потребительских кредитов, либо вбрасывается в экономику — в предприятия, которые реализуют новые проекты, нанимают рабочую силу, у людей появляется заработок. Но поскольку производство вырастает не сразу, это приводит к инфляции, — говорит Наурызбаев.
Асет Наурызбаев не согласен с мнением, что у народа в стране высокие инфляционные ожидания.
— У народа нет никаких инфляционных ожиданий. Есть только девальвационные ожидания
— тогда-то люди и покупают иностранную валюту. Только финансисты считают свою доходность исходя из инфляционных ожиданий. И Нацбанк должен выстроить свою политику таким образом, чтобы
Это все входит в работу Нацбанка. А утверждения Нацбанка, что инфляционные ожидания заложили физические лица, полностью искажают экономическую теорию. Так как никакого отношения эти доводы к реальной экономике не имеют, — заключает экономист.